Почему–то фраза «Отечественный автопром» до сих пор воспринимается с неким скептицизмом и улыбкой. Между тем, выпуск машин «Сделано в Казахстане» с каждым годом увеличивается. Вот только влияет ли количество на качество железных коней?
ВЕРНЫМ ПУТЁМ
История казахстанского автомобилестроения начинается с 1992 года. Правительство страны решило объявить конкурс по освоению отечественного рынка. На призыв откликнулись три крупных автопроизводителя – «Audi», «Volvo» и «Fiat». Шведский и немецкий автоконцерны предложили производство легковых авто, а вот итальянцы хотели бы производить в Казахстане микроавтобусы и малогабаритные грузовички. Согласно планам, взаимовыгодное сотрудничество могло приносить компаниям миллионы, а нашей стране – до 300.000 авто в год. Бумажная волокита, а вместе с ней и переоценка возможных контрактов, оставили эти планы до лучших времён.
ПЫЛЬ В ГЛАЗА
В начале 1990–х годов производить отечественные авто задумали и в Актюбинске. Среди возможных вариантов фигурировали «Жигули», те же «Audi» и популярный в середине XX века «Десото–Крайслер». Остановились на последнем варианте, потому что он оказался значительно дешевле других.
Когда в 1993 году президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ прибыл в Актобе, то был заметно удивлён тем, что на предприятии «Сельмаш» налажено производство машин приятного рубинового цвета. На конвейере находились готовые машины, а около одной, разобранной, возились механики. Глава государства остался доволен, похвалил и пожелал и дальше работать. Выпуск внедорожников «Desoto» продолжался до 1995 года, потом начинание приказало долго жить…
На самом же деле ни одного красного внедорожника в Актюбинске выпущено не было. Об этом стало известно спустя много лет.
– Мы не собрали ни одной машины. Все авто производились в Турции местным автоконцерном «Askam», – рассказал Василий ДРЯМОВ, который в те годы работал начальником одного из цехов на «Сельмаше». – Проводили техобслуживание, меняли масло, фильтры. Попытки собрать авто мы делали: полностью разобрали один экземпляр авто, но собрать не смогли.
Всего за пару лет в Актобе было «произведено» 35 авто марки «Десото». Поступали они в фурах, иногда – на железнодорожных платформах. Схема, работавшая идеально, лишь однажды дала сбой. «Товар» (а это три машины) вместо Актюбинска доставили в Актау, пришлось Дрямову вместе с двумя коллегами ехать за ними.
– После раздумий решили, что целесообразнее будет перегнать авто своим ходом. Так несколько сот километров и ехали по трассе и бездорожью. По проходимости лучше авто не встречал: может преодолеть любые преграды, а вот в обслуживании много минусов – частенько выходит из строя, – делится своим мнением Василий Дрямов.
К 1997 году в Актобе осталось не больше десяти «Десото». Их стоимость варьировалась от 19 до 30 тысяч долларов.
За последние годы популярность отечественных авто набирает обороты. Немного «просел» казахстанский рынок автопрома с октября 2014 года по январь нынешнего, когда тысячи жителей страны ринулись за подешевевшими машинами в соседнюю Россию. Только за декабрь прошлого года в Казахстан из России было завезено от 40 до 50 тысяч авто.
Поддерживать отечественных машиностроителей решили на правительственном уровне. Так, в январе сообщалось, что отечественное автомобилестроение получит из Национального фонда 20 миллиардов тенге в качестве антикризисной финансовой поддержки. Эти средства пойдут на автокредитование через банки второго уровня, а ставки кредитования для заёмщика составят 6 процентов. К слову, в 2014 году инвестиции в автопром Казахстана составили 14,4 миллиарда тенге.
К началу февраля поводов для тревоги стало больше: продажи отечественных авто рухнули на 40 процентов (по сравнению с декабрём 2014 года).
– Снижение продаж связывают с давлением на отечественный рынок со стороны автомобилей, хлынувших из РФ. Конкурентное преимущество оказалось у российских дилеров в результате существенного снижения обменного курса рубля, – отметили в ассоциации казахстанского автобизнеса.
Эта новость вынудила правительство «раскошелиться» ещё на 55 миллиардов тенге.
СЛОЖНО, НО МОЖНО
Согласно данным ассоциации казахстанского автобизнеса, в нашей стране в прошлом году выпущено 37.157 легковых и 2.567 грузовых автомобилей. Расширился и ассортимент – покупателям предлагают новые модели «Toyota», «Geely» и «Hyundai». По мнению члена правления Союза машиностроителей Казахстана Павла БЕКЛЕМИШЕВА, развивать отечественный автопром достаточно сложно:
– Если мы будем делать сотни тысяч машин в год, то мы их в Казахстане не продадим, потому как населения в РК маловато. Да и соседям не сможем продать. К примеру, мы можем сделать «Мерседес», но будет он стоить 3–5 миллионов долларов. Кому он нужен за такие деньги? Казахстанские предприятия могут производить отдельные виды продукции машиностроения и экспортировать их, если это будет базироваться на наших уникальных сырьевых возможностях. Я всегда говорю, что нам надо делать электродвигатели. В стране есть медь, алюминий, наши предприятия могут производить электротехническую сталь, в принципе, есть заводы, способные делать подшипники. Мы могли бы стать региональным производителем электродвигателей.
ОРИЕНТИРУЯСЬ НА МЕСТНОЕ?
Сейчас в Казахстане не существует полного цикла производства автомобилей. Сборку легковых авто из завозимых комплектующих осуществляют три компании – АО «АгромашХолдинг», ТОО «СарыАркаАвтопром» и АО «АЗИЯ АВТО». Ещё пять фирм наладили выпуск грузовиков: «КамАЗ–Инжиниринг», ТОО «Hyundai Auto Trans», АО «АгромашХолдинг», «СарыАркаАвтопром», ТОО «СемАЗ».
К началу 2015 года в нашей стране собирают южно–корейские «Kia», «SsangYong», «Hyundai», японскую «Toyota–Fortuner», французскую модель «Peugeot», чешскую «Skoda», американскую «Chevrolet» и российскую «Lada». Официальную статистику по выпуску отечественных машин мы привели выше, потребность же населения в новых авто – около 130–140 тысяч в год. Вот и приходится завозить из–за рубежа.
– Наибольшая доля рынка новых автомобилей по итогам прошлого года принадлежит автомобильной марке «LADA» с общим количеством продаж 45.234 единиц. Второе место занимает бренд KIA с продажами в 17.709 единиц. Третью строчку лидерства прочно закрепил за собой брэнд «Hyundai» с объёмом продаж в 14.104 единицы, – отмечают эксперты–аналитики ассоциации автобизнеса РК.
Все авто, сделанные в Казахстане, в нашей стране и остаются. В 2015 году на внешний рынок (пока имеется в виду только Россия) выйдет модель «SsangYong Nomad». Сколько будут завозить машин и будут ли они востребованы – неизвестно.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,