Продам в надёжные руки
По сравнению с предыдущей кампанией по продаже госимущества в частные руки, нынешняя «раздача» объектов проходит более открыто. Действует сайт, где можно узнать о торгах и количестве проданных предприятий. Но чем дольше длится приватизация (а продлится она до 31 декабря 2016 года), тем скуднее становится информация. К примеру, если в первые месяцы можно было узнать о составе участников торгов, то на данный момент это сделать невозможно. Представители министерства финансов ссылаются на недобросовестную конкуренцию со стороны самих потенциальных покупателей. Якобы некоторые участники торгов пытались перекупить ещё не проданные объекты у своих же визави. Ходят слухи, что в борьбу за наиболее прибыльное имущество включились влиятельные кланы, которые не брезговали и запугиванием.
Не могут узнать обычные казахстанцы и имя конечного покупателя. Такое ощущение, что этот пункт идёт под грифом «Сов.секретно». Впрочем, кому нечего скрывать, тот не станет и прятаться за этой ширмой, только вот пока сделали это единицы.
В первоначальный список объектов госимущества, подлежащих продаже, входили 758 фирм и предприятий. К началу приватизации эта цифра приблизилась к 850, а по данным на 1 февраля 2015 года – государство решило «избавиться» от 869 компаний. Вместе с тем, эта цифра пересматривается не только в сторону увеличения. В октябре прошлого года из перечня были исключены 25 объектов культуры (всего же можно будет приобрести 145 объектов этого направления). По словам начальника управления Минфина РК Даулета ШАГИРОВА, рассматриваются предложения госорганов об исключении из перечня объектов, оказывающих социальные услуги.
Иными словами, несколько месяцев специально созданные комиссии по всей стране «выявляли» неприбыльные активы государства, а когда постановление правительства вышло, то вдруг оказалось, что активы вовсе и не неприбыльные. К примеру, под давлением общественности, из «продажного» перечня исключили казахский государственный цирк, который находится в Алматы, а вот киностудию «Казахфильм» не уберегли. Но это пока.
В прошлом году с молотка ушли 267 объектов. Вырученные от их продажи деньги, а это 27,3 миллиарда тенге, распределились следующим образом: 336 миллионов – в республиканский бюджет, 691 – в областные, более 23,5 миллиарда – в нацкомпании и около 2,7 миллиарда остались в СПК.
Самым дорогим предприятием стала дочерняя структура «КазахстанТемирЖолы» – ТОО «Теміржолэнерго». 5,9 миллиарда тенге, по мнению многих экономистов, слишком высокая цена за такой объект.
– Лучший результат продаваемости достигнут в Жамбылской и Актюбинской областях. Самый худший – по Павлодарской области. Не был продан ни один из выставленных на продажу пяти объектов, – отметил Даулет Шагиров.
Кстати, зачастую именно высокая стоимость и пугает отечественных бизнес–акул. Так, 122 объекта (стоимостью около 180 миллиардов), которые выставлены на торги ещё в 2014 году, так и продолжают «висеть».
– Будет пересмотрена стартовая цена, изменены методы торгов либо рассмотрена ликвидация предприятий, – заключил Шагиров.
О том, что стоимость объектов приватизации нужно пересмотреть, заявил и директор центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ:
– Сейчас частный бизнес стал больше сжимать расходы. Государство тоже сжимает расходы, хотя на самом деле в условиях кризиса правильнее было бы ему наращивать госрасходы. В этом и заключается контрцикличность. Если частный сектор сжался, то на размер «сжатия» государство должно расшириться. В этой атмосфере неопределённости предприниматели не хотят принимать инвестиционное решение.
Кроме того, девальвационные ожидания снижают цену на объекты. Поэтому когда исчезнут факторы, провоцирующие неопределенность, потребуется переоценка активов, так как обстоятельства изменились, цена по объектам должна быть пересмотрена.
Наша область не случайно оказалась в числе лучших. Стоимость предлагаемых объектов не такая уж и высокая, хотя привлекательность в них тоже невелика. В прошлом году на торги от Актюбинской области выставлялись семь редакций районных газет, а также три предприятия коммунальной собственности на 24 миллиона тенге. Так, «Актюбинский региональный научно–практический центр информатизации и оценки качества образования» купили за 1,85 миллиона тенге, а областной центр формирования здорового образа жизни обошёлся предпринимателю в 5 миллионов 888 тысяч тенге. Причём, ЗОЖ реализован только со второй попытки.
Никому не нужным оказался «Центр по обучению языкам». На торги объект выставлялся четыре раза, но желающих приобрести его не оказалось. Возможно, причина кроется в его дороговизне – независимые эксперты оценили предприятие в 12 миллионов тенге. По данным специалистов областного управления финансов, казённую собственность попытаются реализовать ещё несколько раз, если его так никто и не купит, центр по обучению языкам просто ликвидируют.
С районными изданиями проще – все семь газет отдали в частные руки за 16,2 миллиона тенге. Примечательно, что ни один из иностранных представителей не заинтересовался объектами приватизации Актюбинской области.
Что касается планов на этот год, то в частные руки передадут алгинскую и иргизскую газеты, а также «Спортивно–оздоровительный лагерь «Тұлпар» Шалкарского района, КГП «Тазалык», ТОО «Ақтөбе Таза Қала» и бывший «Троллейбусный парк». Районную газету «Шалкар» приобрели совсем недавно, 19 февраля. При начальной стоимости в 2 миллиона 160 тысяч, покупатель заплатил более пяти миллионов тенге.
«Лакомые» же объекты приватизации (например, Центральный стадион, ФК «Актобе», клуб игровых видов спорта «Намыс», центральный парк имени первого президента РК) оставили на 2016 год. Ходят слухи, что владельцы одного из немецких автоконцернов уже положили глаз на актюбинский футбольный клуб.