Можно долго спорить о том, с чего же начинается бизнес. Американцы, к примеру, уверены, что с хороших кадров и идеи. Европейцы делают упор на деньги. Японцы и корейцы во главу предпринимательского дела ставят время, бренд и хорошую рекламную кампанию. Казахстанские бизнесмены в этом вопросе и вовсе разделились.
ЕСТЬ ИДЕЯ!
Театр начинается с вешалки, а бизнес – с идеи (бизнес–плана).
Начальник сервисной поддержки и бизнеса региональной палаты предпринимателей Ержан НУРГАЛИЕВ считает, что прежде, чем перейти в категорию предпринимателей, у желающего должна быть идея. И не одна.
– У многих начинающих предпринимателей есть огромное желание работать на себя. Вот только идей, чем именно заняться, у них маловато. На самом деле, заниматься можно чем угодно: от организации обучения на дому до строительства завода по производству бумаги. Главное – убедиться в том, что твой проект действительно жизнеспособен, – отмечает Ержан.
С этой точкой зрения не согласна руководитель продуктового магазина «Адель» Гульсум АДИЕТОВА. Год назад женщина оставила должность юриста в строительной компании и решила поработать на себя.
– Мне всё твердили, что предпринимательство нужно начинать с проработанной идеи. Посоветовалась с родными, мужем и открыла цех по производству мороженого. Первые три месяца вкладывали в развитие бизнеса, думали, что всё оправдается, но тут начался кризис в РФ, рубль упал, и их подешевевшее мороженое хлынуло к нам. Актюбинцы перестали покупать наш продукт. Мы почти разорились, – с сожалением рассказывает Гульсум.
Хорошая бизнес–идея не прижилась, хотя были и средства, и желание работать. Благо, помогли родственники, и оставшиеся после продажи оборудования деньги женщина вложила в покупку магазина.
Прежде чем развивать идею, реально оцените её перспективы, а также свои собственные силы. Желательно продумать и форс–мажорные обстоятельства.
Бесплатными идеями пестрит интернет–пространство. Различного рода форумы, блоги, а также специальные странички помогают развить бизнес–идею. На безвозмездной основе идеями делятся и в региональной палате предпринимателей. Здесь регулярно проходят курсы «Бизнес–советник», «Бизнес–рост».
Американский бизнес–советник Эдвард ЛИ продаёт свои идеи за суммы с шестью нулями. В этом году он продал идею двойного дачного участка за 74,4 миллиона долларов.
В ЧЁМ СИЛА, БРАТ?
Ни одно дело не стоит начинать, если у вас в кармане меньше миллиона тенге.
Директор ТОО «Оренбургтранз» Дмитрий АНТИПОВ давно хотел осуществлять грузоперевозки в Актобе, однако для развития бизнеса ему не хватало миллиона рублей:
– Лет пять назад это было. Кредит мне не давали, так как сидел без зарплаты. В общем, отложил свои «предпринимательские потуги» и поехал на вахту в Сибирь. Когда накопил два миллиона, то приобрёл три грузовика и начал возить в Актобе одежду и продукты. Со временем понял, что если у человека нет хороших денег, то и начинать бизнес не стоит.
Начальник сервисной поддержки и бизнеса региональной палаты предпринимателей Ержан НУРГАЛИЕВ всегда отмечает, что, даже имея в кармане 150–300 тысяч тенге, можно раскрутить проект.
– У каждого из нас есть мечта, но есть разные способы её достижения. Мечтает молодой человек о крупной фабрике, но денег нет, так не стоит отказываться от идеи. Не стоит и опускать руки. Начните с малого, постепенно набираясь опыта, связей и денег. Есть хорошая пословица: «Вытягивай ноги по размеру своего одеяла». Думаю, этим всё сказано.
Никогда не отчаивайтесь, что у вас нет средств. Если у вас в кармане есть несколько сотен тысяч тенге, то это уже хорошее начало для небольшого бизнеса. Не бойтесь вкладывать средства в свои идеи.
Умейте находить нужные слова, когда решите идти к инвестору. Убедите его, что именно ваш проект уникален и нужен городу.
– В долларах отечественные банки кредитуют охотно, а вот процентная ставка в национальной валюте зашкаливает за пределы допустимого. Зачастую переплата может составлять 80, а то и все 100 процентов от суммы первоначального кредита. Хотя по данным республиканского статагентства количество бизнесменов, берущих займ в банках, только растёт.
– Условия микрокредитных организаций более лояльные – здесь переплата (в зависимости от срока и суммы кредита) может достигать 30–50 процентов от суммы займа.
– Государственные программы: «Дорожная карта бизнеса–2020», «Даму–Регионы», «Поддержка новых бизнес–инициатив». ГПФИИР на 2015–2020 годы.
О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ…
Если бы было 48 часов в сутках, предприниматель бы всё успел.
Катастрофическая нехватка времени в ресторанном деле может обернуться потерей не только клиентов, но и всего бизнеса. Об этом точно знает управляющий директор компании «СтепФуд» Олжас САТЕНОВ.
– С партнёром открыли кафе в Алматы. Сначала всё шло нормально, а потом стало не хватать времени. Ни у меня, ни у друга. Вместо того, чтобы осваивать рынок, занялись решением текущих вопросов и проблем: поставки продуктов, оформление помещения, «разбор полётов» с налоговой, пожарными, санитарными службами… А потом оглянулись и увидели, что кафе убыточное. Неужели у всех предпринимателей такая же история? Вот было бы не 24, а хотя бы 30 часов в сутках, тогда бы все дела успевали делать.
– Проблема постоянной нехватки времени заключается в его неправильном распределении, – заключает Ержан Нургалиев. – У нас как получается: 90 процентов времени бизнесмен работает в роли исполнителя, 10 процентов тратит на управление. На предпринимательство остаётся ноль. Нужна западная модель распределения бизнеса: 90 процентов – на предпринимательство, 10 – на управление и 0% – на исполнение. Со временем мы придём к этому и перестанем сетовать на то, что в сутках так мало часов.
Если «сделать паузу» и разобраться в организации своего рабочего времени, то наверняка можно оптимизировать свой график.
– Пройти бесплатные курсы по тайм–менеджменту в региональной палате предпринимателей.
– Почитать мудрые мысли финансовых гуру по этому вопросу.
НА РЫНОК НАДЕЙСЯ, НО САМ НЕ ПЛОШАЙ
Предварительное исследование рынка сбыта поможет развивать бизнес быстрее.
–Полностью согласен с этим выражением! – говорит Ержан Нургалиев. – Прежде чем что–то предложить людям, нужно выяснить, нужно им это или нет. Если есть какие–то инновации, то это всегда приветствуется. На самом деле маркетинговые исследования встречаются достаточно часто, нужно лишь правильно пользоваться полученными данными. К примеру, если в городе избыток производства стекла, то ваш бизнес вряд ли будет успешным, если вы предложите точно такой же товар. К тому же, стоит учесть, что если вы являетесь автором бренда, то его нужно продвигать на рынке, рекламировать.
Обойтись без маркетинговых исследований, а также известных брендов смогла небольшая актюбинская мебельная компания «Санта ПЛЮС». Её руководитель Игорь ЛЕТОВ считает, что конкуренция на рынке закаляет предпринимательский характер:
– Смотрите сами: в Актобе огромное количество тех, кто занимается изготовлением мебели. Мы же берём не только качеством, но ещё и быстротой доставки и сборки, а также подарками. На самом деле не стоит бояться рынка, его надо завоёвывать.
Если вы уверены в своих силах и бизнес–чутье, то «забейте» на прописные истины и выходите на рынок. Если же вы начинающий стартапер, то стоит обратиться к профессиональным маркетологам.
– Школа маркетинга от компании «Брэйн» и «Бизнес–Навигатор».
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ?
Хорошая заработная плата – важнейший стимул для работы.
– Раньше я верил в эти сказки, в то, что дружеский коллектив, а также хорошая атмосфера могут удержать профессионала на рабочем месте. Сейчас я несколько иного мнения, – делится мнением Ержан Нургалиев. – Зарплата и справедливость – основные факторы, которые влияют на то, работают у вас хорошие сотрудники или нет. Другое дело, что профессионалов очень мало. Их надо растить самому чуть ли не со школьной скамьи.
– Я категорически не согласна с таким утверждением! – восклицает руководитель салонов красоты «Медуза» в Астане Оксана ТОПЧИЙ. – У нас коллектив – 200 человек, средняя зарплата около 90 тысяч. Для столицы это совсем немного. Однако все довольны, и никто не уходит. Наоборот, к нам стараются попасть опытные визажисты и парикмахеры. Причина в том, что у нас есть перспектива профессионального роста – мы постоянно отправляем своих сотрудников на различные мастер–классы и семинары.
Не уверены в своих сотрудниках? Считаете, что у них «звёздная болезнь»? Ищите других! Помните основное правило – профессионал должен отрабатывать свои деньги.
– Организовать собственные курсы по подготовке кадров.
– Проводить тщательный отбор сотрудников, устраивая различные тестирования.
СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
Для успешного развития бизнеса нужны хорошие партнёры.
В этой части все бизнесмены и экономисты единодушны. Если у вас нет достаточно хороших связей (имеется в виду – партнёров), то ваше дело далеко не пойдёт.
– Это все прекрасно понимают. Хочешь, чтобы бизнес развивался, то будь добр где–то уступать, где–то быть наглым. Дело не терпит нытиков! – считает алматинский директор микроэкономических исследований «Стрела» Алихан АДАШЕВ.
Для налаживания связей необходимы лидерские качества. Быть открытым, честным и образованным. Нужно уметь быстро находить решения из любых ситуаций.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,