Помоги себе сам!
Каждый из нас хоть раз покупал некачественную продукцию отечественного или зарубежного производителя. Естественно, пытались вернуть потраченные деньги. К сожалению, зачастую оставались ни с чем. Как вернуть свои кровные и наказать недобросовестного продавца? Помочь нам решила президент общества по защите прав потребителей «Адал» города Алматы Артык СЕЙТКАЛИЕВА.
| ||||||||||
Думаю, многие актюбинцы обращались за помощью в общество по защите прав потребителей «Адал», которым руководит Багила Куатова. Такое же общество с аналогичным названием работает в Алматы. Побывавшая в нашем городе его президент Артык Сейткалиева согласилась ответить на самые часто задаваемые вопросы читателей «Эврики».
– Чаще всего к нам обращаются с жалобами на ненадлежащее качество обуви, мебели и мобильных телефонов. Мы всегда стараемся решить всё в досудебном порядке, – говорит Сейткалиева.
РАСПРОДАЖА? БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН! Достаточно сложно устоять перед соблазном купить понравившуюся вещь на распродаже. Здесь, как говорится, и хочется, и колется. Ведь всегда существует риск нарваться на явный брак. В обществе по защите прав потребителей советуют быть внимательными при покупке вещи со скидкой.
– Распродажа потребителей не касается! Магазин сам объявляет о снижении цен. Товар обмену и возврату подлежит, независимо – с распродажи он или нет! В течение 14 дней непродовольственный товар, который не был в употреблении, и есть документ, подтверждающий факт покупки – смело можете требовать обмена! – заявляет алматинка.
НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ НАС БАРАНОВ! – К сожалению, в своей работе нам приходится сталкиваться с нечистоплотными потребителями, чаще всего это девушки, – признается гостья. – Купит она дорогое платье, а через 2 дня обращается к нам за помощью: мол, разонравилось оно. А невооруженным глазом заметно, что платье надевали! Некоторые специально таким образом обманывают продавцов: приобретают платье на 1 вечер, сходят в нем в клуб, а потом требуют вернуть деньги. В этом случае я становлюсь на сторону продавцов. Нельзя себя так вести! Ведь мы помогаем тем, кому действительно нужна помощь. Тем, кого обманули, а не наоборот – они сами пытаются обманывать.
ТИШЕ ЕДЕШЬ... – Не все люди финансово грамотны, – говорит Артык Сейткалиева. – Часто человек, оформляющий кредит, невнимательно знакомится с договором или не обращает внимания на процентные ставки. К нам обращались люди, которые взяли огромную сумму в кредит, и даже в судебном порядке мы не могли их защитить, так как клиент банка сам подписал этот договор. Следует не забывать, что, ставя свою подпись, вы соглашаетесь со всеми условиями банка.
Пожалуй, самой популярной на рынке банковских займов становится кредитная карта. Один из банков города Актобе обещает в течение 15 минут оформить «чудо–карту», по которой можно совершать покупки, оплачивать коммунальные услуги по безналу. Многие актюбинцы уже погорели из–за собственной невнимательности.
– Зачастую потребители, оформляя кредит (и кредитную карту тоже), не знакомятся с условиями финансирования. Договор они начинают читать, когда придут домой, или того хуже – когда придет пора оплачивать кредит, – говорит Артык Жумагуловна. – Реклама часто бывает заманчивой, но при детальном рассмотрении можно увидеть дополнительные условия, которые могут расстроить потенциального клиента. Банк – это не благотворительная организация.
Часто при заключении договора на предоставление кредита банк навязывает определенную страховую компанию. Это нарушение прав человека, он вправе сам выбрать страховую компанию или нотариуса.
СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩЕГО. Специалисты рекомендуют при оформлении кредита просчитать все риски. Нередко бывает: когда человек берет ссуду в банке, он уверен, что сможет вернуть весь долг в оговоренные сроки, но разные бывают случайности – сокращение на работе, проблемы со здоровьем, декретный отпуск.
– Необходимо трезво оценить ситуацию. Если вы понимаете, что не в состоянии оплачивать имеющийся кредит, необходимо обратиться с письменным заявлением в банк. Не ограничивайтесь одним звонком менеджеру. Не ждите, что кто–то решит вашу проблему! – советует Артык Жумагуловна. – А потом банк ведь будет начислять пеню за каждый день просрочки по кредиту. В некоторых случаях банки прибегают к помощи коллекторской компании. В итоге – вы берете 100 тысяч тенге, а вынуждены будете вернуть миллион.
НЕОЖИДАННЫЙ СЮРПРИЗ. В начале декабря Айнура купила зимние сапоги в одном из торговых домов Актобе. Выбирая обувь, девушка искала удобную и прочную модель на платформе. После недельной носки обувь на пятке стала отклеиваться. С претензией Айнура обратилась к продавцу, у которого осуществила покупку.
– Вы сами виноваты! Носили неправильно, – заявила продавец, отказав девушке в замене.
– В этой ситуации закон на стороне потребителя, – заявляет Сейткалиева. – Гарантийный срок носки обуви (согласно ГОСТ 26167–2005, 30 дней) исчисляется с момента покупки, не обязательно иметь гарантийный талон. И еще потребитель должен знать: если в магазине происходит распродажа или сезонная скидка на обувь, то в случае обнаружения заводского брака товар также подлежит возврату и обмену. Кроме того, если обувь в течение 14 дней не была в употреблении, и по каким–либо параметрам (фасон, размер, цвет), не устраивает вас, то вы имеете право сдать обувь обратно в магазин и потребовать возвратить уплаченную сумму, либо поменять на другую модель. При этом сохраните чек и другие сопутствующие документы, выданные вместе с обувью. Если по какой–либо причине был утерян чек, то воспользуйтесь свидетельскими показаниями.
| ||||||||||
|