Однако, почта, господа!
– АО «Казпочта» до сих пор находится в частной структуре?
– Нельзя сказать, что «Самрук–Казына» – частный холдинг. Да, мы до сих пор в его составе. 100% акций «Казпочты» принадлежит холдингу. А по сути, мы принадлежим государству, только через «Самрук–Казына».
– Выходит, дотаций от правительства вы не получаете, и надежда в развитии только на самих себя?
– Да.
– Это хорошо или плохо?
– Здесь два момента. Мы находимся в конкурентной среде. Рынок легализован.
– Простите, «Казпочта» находится в конкурентной среде? Расшифруйте.
– Прежде всего, чтобы оказывать почтовые услуги в РК, не требуется никакой лицензии. Любой человек может хоть завтра заниматься перевозкой почты. Добавим сюда услуги в банковской сфере. В конкурентной среде находится доставка пенсии. Особенно там, где банки используют безналичные переводы, то есть платёжные карточки. Соответственно, получая хороший процент с каждой операции обналичивания.
Но давайте продолжим об отсутствии дотаций. Почта, прежде всего, социальный проект. Страна огромная. Многочисленно сельское население, которое стопроцентно вовлечено в экономику страны через наши отделения. Люди получают пенсии, пользуются базовыми финансовыми услугами, получают почту в виде различных писем и уведомлений из государственных структур, от услугодателей. А чтобы их содержать без дотаций, нам необходимо много зарабатывать денег здесь, в городе. И эта часть очень тяжело даётся. Но при всём этом мы не хотим идти по пути сокращения сельских отделений почты.
Нынешней «Казпочте» сложнее развиваться, чем структурам от государства.
– Сразу работать по принципам «Royal Mail» мы не в состоянии. Основная масса сотрудников «Казпочты» к кардинальным изменениям, схожим с почтой Англии, пока не готова. Сотрудников, проработавших не один десяток лет в привычном режиме, за один день не поменяешь и не изменишь. Мы начали с малого: отменили в прошлом году затяжные обеденные перерывы и продлили на один час работу почтовых отделений. А следующим шагом стало создание круглосуточных зон самообслуживания.
– В очередной раз, простите, не расслышал. Круглосуточно?
– 24 часа в сутки! На площадях обычного почтового отделения устанавливается постамат. Это автоматизированная почтовая станция. Круглосуточное присутствие человека в ней не предусматривается. Отправка и получение посылок, бандеролей, писем, то есть весь спектр почтовых услуг здесь можно получить за довольно короткое время. В Астане и Алматы уже работают подобные зоны. В Актобе, предполагаю, ближе к лету, появится круглосуточная почтовая зона.
– Продолжая тему «зарабатывания» денег. Одним из основных доходов почт мира является почтовая марка. В Казахстане диаметрально противоположная ситуация: номинал очень дорогой, филателистическое направление совершенно не развивается, полиграфия оставляет желать лучшего, тиражи невысокие. В чём причина?
– Марку придумали, чтобы переслать письмо. Но мы же говорим о современных технологиях, внедряемых в почтовый бизнес. Систему оплаты можно построить по–другому, не наклеивая буквально марку на конверт, и при этом все увидят, что ты услугу оплатил. Сегодня мы работаем над тем, чтобы у казахстанцев появилась возможность приобретать электронную марку при помощи СМС–сообщения. После чего написать полученный код на конверте – и конверт полетел к адресату.
Если же рассматривать марку как филателию, здесь есть своя специфика. Теперь над эскизами новых почтовых миниатюр у нас будут работать художники не штатные, от их услуг мы отказались, а победители тендера. Думаю, в скором времени здесь мы добьёмся заметных визуальных результатов. Что же касается изготовления, здесь мы тоже меняем приоритеты. На первое место выносится качество, а только потом цена. Вроде ответил на вопрос?
– Не совсем. Что делать с малыми тиражами?
– Не соглашусь с вами. По моей просьбе недавно производилась ревизия в марочном секторе. Результат ошеломляющий. Тысячами марки пылятся и гниют на складах. Нам ничего не остаётся делать, как списывать часть из них. Есть экземпляры пятилетней давности.
– Действительно, парадоксальная ситуация. Почему так получилось? Что говорят ветераны почты?
– Неинтересное содержание, не успели воспользоваться, не просчитали спрос и так далее. Понятно, что это всё отговорки. Сегодня мы хотим открыть интернет–торговлю марками на нашем официальном сайте. Есть предложение создания консультационных филателистических секторов в наших центральных операционных участках, где можно будет проконсультироваться, приобрести марку и тому подобное.
– Еженедельно мы, как периодическое издание, обязаны отправлять газету нескольким адресатам. Услуга, замечу, не из дешёвых. Но, что интересно, конверт большого формата «Казпочты» стоит в несколько раз дороже, чем точно такой же конверт, купленный в обычном канцелярском магазине.
– Вопрос понятен. И это чисто экономический фактор. Пока тариф «Казпочты» по доставке писем не рентабелен. Обычное письмо по стране, не заказное, для нас убыточно. И при этом тарифы для физических лиц поднимать не собираемся.
У юридических лиц свои нюансы. В сегменте, где не присутствуют универсальные почтовые услуги, мы повышаем тарифы. Это касается заказных писем, ЕМС–отправлений и так далее. И то цену определяет рынок. Если отправителю кажется, что «Казпочта» задирает цены, он может выбрать иную форму отправки корреспонденции. Помните начало нашего разговора?
– В прошлом году из нескольких железнодорожных пассажирских составов убрали почтовые вагоны. Чем это вызвано? Чтобы отправить посылку в Атырау из Актобе, она теперь доставляется через Уральск. Согласитесь, несколько нелогично.
– Здесь проблема комплексная. Прежде всего, поизносился парк самих почтовых вагонов, а на их ремонт требуются большие инвестиции. И ещё момент: отсутствие в КТЖ чётких тарифов по обслуживанию нашего вагонного парка. Казпочту они обслуживают по коммерческим расценкам. Мы нашли, думаю, менее затратный способ доставки корреспонденции на территории Казахстана, закупили 35 грузовых «МАЗов». Сейчас прорабатываются детальные маршруты.
– Не могу не спросить о подписке. Одним словом – до–ро–гая. Почему?
– Давайте посмотрим на соседнюю Российскую Федерацию. Как только российской почте предложили самостоятельно определять рыночную цену подписного издания, подписка упала на 18%. Мне об этом рассказал руководитель почтовой службы России. Государство полностью отказалось от дотаций в этом секторе. Нам же государство не разрешает коммерциализировать подписку. Вот вам цифра. Нынешний тариф на подписные издания приносит «Казпочте» убытков на два миллиарда тенге в год. Это только внешне кажется, что почта зарабатывает на повышении цены. А подсчитайте, во сколько обойдётся доставка вашей газеты в село, которое находится в 600 километрах от областного центра? Мы, наоборот, стараемся, не повышая стоимость, улучшать качество своих услуг. За последний год сократили сроки доставки газет и журналов с семи–восьми дней до четырёх в отдалённые населённые пункты. Но и не надо ждать чудес, что мы доставим корреспонденцию день в день. У нас нет малой авиации. Хотя вопрос оперативности и срочности порою решаем с работающими с нами по контракту таксистами. Договариваемся со службами автобусных междугородних перевозок.
– Раз уж разговор зашёл о деньгах, на чём ещё можно зарабатывать «Казпочте»?
– Недавно был в Павлодаре. Тамошний руководитель нашего филиала проблему полной загрузки автомобилей для доставки корреспонденции решил, как в добрые старые времена. Он договорился с несколькими оптовыми магазинами о доставке товаров в районы области. В сельских почтовых отделениях лежат каталоги фирм, и мелкие предприниматели, обычные сельчане делают предзаказ, оплачивают его. Мы пересылаем его оптовикам, а когда наш автомобиль едет в этот населённый пункт, забираем заказ. Комиссионные от оптовиков – наши. Есть идея (и она уже детально нами прорабатывается) реализации на принципе предзаказа аптечных и лекарственных товаров.
– Так это же принцип работы почтового каталога из СССР!
– Скажу больше. Там же, в Павлодаре, в одном из отделений увидел большое фото семидесятых годов, которое точь–в–точь отображало наш сегодняшний проект по созданию одноуровневого безбарьерного обслуживания населения. Принцип заключался и заключается в том, чтобы любой человек, а особенно люди преклонного возраста получали услугу сидя. Не ожидали пенсии или получения перевода в длинной очереди.
Сегодня мы возрождаем социальную составляющую почты. Мировая тенденция последнего десятилетия – Интернет–заказ. Соответственно выросло количество посылок. И в этом мы видим свою точку роста.
– И последний вопрос. На днях в городе Париже был ограблен почтовый фургон. Целью похитителей стали марки и конверты на общую сумму в 20 миллионов евро. В Казахстане возможно нечто подобное?
– Честно сказать, трудно такое представить. Может, это были коллекционные издания? «Казпочта» не в состоянии одновременно перевозить марок и конвертов на 20 миллионов евро. Это нереальная для нас цифра. Нас больше беспокоят нападения на наших незащищённых почтальонов. Вот это проблема.