О ВТО, руднике и белорусском мясе
11 декабря 2013 года. №50 | ||||
Недавно в области с рабочей поездкой побывала группа депутатов мажилиса парламента. Корреспондент «Эврики» встретился с бывшим первым заместителем акима Актюбинской области, а ныне – мажилисменом Избаком УМУРЗАКОВЫМ и побеседовал, так сказать, «о текущем моменте».
| ||||
– Избак Куанышевич! Что в этом году вам особо запомнилось в работе мажилиса?
– Наверное, всё же поправки в закон о пенсионном обеспечении. Они были одними из важных, напрямую отражающимися на жизнь людей. Все тяжёлые перипетии их прохождения в парламенте общеизвестны, так что нет нужды пересказывать. Глава государства сдвинул сроки их введения, а правительству поручил поработать над законом, чтобы создать максимум условий для тех наших граждан, кто попадёт в эту возрастную «вилку». Мы согласны, что такой закон, хотя и малопопулярен, но необходим. Рано или поздно мы всё равно пришли бы к повышению пенсионного возраста.
– На самом деле положение столь удручающее?
– Население стареет. И если мы в прежнем духе будем продолжать работать с деньгами, то в пенсионном фонде не останется денег.
– Кстати, как относитесь к слиянию частных пенсионных фондов в один – государственный? Помнится, некогда мы кичились якобы передовой чилийской накопительной пенсионной системой.
– Решение очень верное. Упрощённо говоря, аккумулирование большой суммы под управлением государства необходимо хотя бы потому, чтобы деньги не разворовали. И ещё – эти деньги не должны лежать «мёртвым» грузом, нужно, чтобы они работали. Но, с другой стороны, пенсионный фонд, допустим, взял какой–то проект, его профинансировал, а проект оказался убыточным и деньги «сгорели». Нужно вести большой предварительный и текущий мониторинг, всё обосновать, доказать. А это возможно только с помощью государства. Наши соседи – россияне сейчас тоже вынуждены идти по этому пути.
В работе нашей палаты находится закон «О гражданской обороне». Он один призван аккумулировать и заменить собой 6 различных смежных законов. Мы над ним уже месяцев 8 работаем. Внесли массу изменений в бюджетное законодательство, чтобы увеличить ответственность администраторов программ. Внесены изменения в законодательные акты по вопросам архитектуры и строительства, в работе находятся документы в ВТО, мы должны все свои законы привести в соответствие.
– Вступление в ВТО и создание Евразийского экономического пространства не станут ли противоречить друг другу?
– Нет. Мы законы адаптируем в соответствии с требованиями мирового рынка. Мы не спешим, нужно ещё немного времени. Казахстан всё равно вступит в ВТО.
– Киргизия вступила одной из первых постсоветских республик. Некоторые экономисты считают, что её опыт оказался неудачным, и страна превратилась в товарную перевалочную базу.
– Не скрою, есть свои проблемы. В Киргизии ведь толком нет своего производства.
– Зачем тогда им нужна ВТО или они – ВТО? Только как рынок сбыта?
– В том числе, как перевалочная база, куда хлынула дешёвая одежда. Но мы не можем с ними полностью открыть границу – только встаём на ноги, а тут и своё загубим.
– Вот – одна из опасностей Таможенного союза. Белорусы везут своё молоко за тридевять земель в Казахстан, ставят на магазинные полки рядом с нашим. Оно оказывается конкурентоспособным по цене, не говоря уже о качестве. И наши производители молочной продукции начинают стонать на все лады.
– Белорусское мясо мы тоже завозили. На вид оно красивое, аппетитное, по цене дешевле. А вкусовые качества – извините. Жаришь, варишь, а оно уже не то.
– ВТО нам зачем? И без него товары приходят. Вон Китай и безо всякой ВТО завалил нас барахлом.
– Понимаете, нам, раз мы объявили, что мы – рыночная экономика, должно быть там. Члены ВТО должны будут дать нам льготный период для адаптации, а наших производителей сам факт нахождения во Всемирной торговой организации заставляет делать товары качественнее и дешевле. А иначе как?
– Не так давно президенты Казахстана и России предположили, что в Таможенном союзе могут появиться и другие страны. В том числе назывался и такой сногсшибательный вариант, как Сирия.
– Чем больше государств войдут в Таможенный союз, тем больше рынок сбыта. Но вступление в союз должно быть равноправным. Сейчас у нас в экономических отношениях с Россией (и на это обращает внимание президент Нурсултан Назарбаев) есть определённые шероховатости – некоторые казахстанские товары не пускают в Россию. Есть примеры, когда не в меру самостоятельные губернаторы ставят свои препоны.
Мы бы хотели видеть в Таможенном союзе и Киргизию, и Молдавию, и Украину. По производственным отношениям, языку, культуре, истории та же Украина ведь к нам ближе, чем к Европе.
Один показательный пример. У нас в Каргалинском районе был никелевый рудник. В 70 километрах от него, но уже на российской территории, – завод. Теперь он простаивает. Почему? Потому что железнодорожный тариф на эти 70 километров в 10 раз выше, чем внутренний казахстанский. Получается, дорога к потребителю обходится дороже, чем стоит сама руда! Такой тариф никому не выгоден и, как следствие, рудника нет, завод стоит. Зато железнодорожные тарифы стали приемлемыми. Теперь, чтобы восстановить даже эти локальные связи, необходимы политическая воля сторон и немалые финансовые вливания.
Теперь представьте, какие сильные и прочные экономические отношения связывают Украину с Россией. И кому будет лучше, если они порвутся?..
Записал Виктор ГЕРБЕР
|