26 августа 2015 года. №34
ЧТО НАМ МЕШАЕТ.
– Есть ряд негативных факторов, которые могут в долгосрочной перспективе оказать влияние на казахстанскую экономику. Во–первых, низкие цены на нефть и металлы, по мнению экспертов, могут сохраниться в течение 5 лет. Во–вторых, доступ развивающихся стран к инвестициям и капиталу будет значительно ограничен. И, в–третьих, сжимается рынок сбыта казахстанской продукции из–за слабого спроса со стороны наших основных партнёров, прежде всего, России и Китая.
Важным моментом реализации поставленной задачи является изучение практического опыта стран, прошедших аналогичный путь развития и схожих с нами по экономическому укладу. Это – опыт Австралии и Канады за последние 30 лет. Казахстан имеет хорошие возможности в ближайшие десятилетия для встраивания в глобальные цепочки поставки товаров.
ТРИ ДОРОГИ.
– В этих условиях у нас было три выбора: либо ничего не предпринимать, сидеть и ждать, держать курс и ждать улучшения ситуации. Однако ценой такой политики было бы сокращение собственного производства в стране, потеря рабочих мест и жечь валюту, т.е. наши резервы, национальный фонд. Уменьшали бы золотовалютные резервы, и государство двигалось бы к краху.
Второй вариант – это плавное ослабление курса тенге в пределах коридора, такую политику вёл до сих пор Национальный банк. В условиях плохой, неопределённой ситуации на внешних рынках такой вариант также требует больших затрат золотовалютных резервов внутри страны, это приводит опять–таки к неконкурентности всех наших предприятий с соседними близкими даже, не говоря уже о дальних, и общим большим убыткам.
Поэтому, подумав, просчитав все возможности, наиболее правильным является введение свободно плавающего курса тенге, инфляционного таргетирования.
ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ.
– Мы дали возможность, прямо скажем, нашим вкладчикам перевести свои тенге на валюту. Кто смог, тот понакупал в России дешёвых товаров. Может быть, для наших людей это полезно, но полезно с двух сторон – там можно дешёвое покупать, а наши машины и автомобили не покупаются. А кто работают при этих заводах, не получают зарплату, с пустыми карманами – куда вы пойдёте? Даже дешёвое не будете покупать. Поэтому обоюдоострая, о двух концах эта палка.
Благодаря восстановлению конкурентоспособности мы сможем сохранить рабочие места на предприятиях – миллион только работающих, с коэффициентом семейности даже 3,5 – 3,5 млн человек. Я думаю, что это низкая цифра, ещё если учитывать, кто работает в малом и среднем бизнесе, эта цифра намного больше. Миллионы наших людей останутся на своих рабочих местах и продолжат работу.
ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ.
– Исходя из экономической реальности, нам надо внутренне и вообще готовиться к тому, что жить придётся при низких ценах на нефть. То есть пессимистический вариант развития событий взять надо на вооружение. Если будет хорошо, это будет в нашем кармане, а если будет так, то чтобы мы к этому были готовы. Поэтому надо научиться жить по средствам.
На любые новые инициативы, расширение заработной платы, штаты, чиновников мораторий объявляю. На 2016–2018 годы, по крайней мере. Но если раньше выровняется ситуация и обстановка будет другая, конечно, будем смотреть.
АКИМЫ В КУРСЕ.
– Мы предупредили всех наших акимов и всех, кто занимается торговлей: никакого повышения цен на особенно чувствительные товары – это продовольствие, которое производится в Казахстане, продаётся здесь, никаких повышений цен не должно быть.
Кризис задевает всех. Если будут провокаторы в этом случае, правоохранительные органы получили соответствующую команду – надо жёстко пресекать. Сейчас это острый момент, действительно, для того, чтобы всё устаканилось, пришло к своему месту, нужно время, и здесь могут быть люди, которые будут шантажировать банки, кричать, орать на перекрёстках, таких людей будем пресекать, я авторитетно всем заявляю. Пусть не обижаются.
ЗАЩИТИТЬ МАЛОИМУЩИХ И СТУДЕНТОВ.
– Мы объявили о внедрении новой модели оплаты труда гражданских служащих, повышении заработной платы административных госслужащих, размеров пособий, стипендий. Поскольку не хватало денег, правительство это отложило на 2017 год. В нынешних условиях я предлагаю правительству сдвинуть на год вперёд и начинать платить с 1 января 2016 года.
ПОМОЧЬ ПЕНСИОНЕРАМ.
– Поручаю Национальному банку внедрить механизм компенсации срочных депозитов физических лиц, которые были открыты в тенге по состоянию на 18 августа 2015 года, то есть позавчера берём. Тот курс фиксируем с суммой остатков на счёте до 1 млн тенге, чтобы завтра никто не говорил. Гражданам будет компенсирована курсовая разница по старому курсу при условии, если они переоформят депозит на специальные счета и сохранят их в банке в течение одного года.
Я думаю, что там большинство наших пенсионеров, на это придётся государству потратиться. Национальному банку надо изыскать такие возможности и поддержать.
К ГАДАЛКЕ НЕ ХОДИ.
– Новые реалии, эти негативные тренды, которые сейчас мы переживаем, это совсем другое. Кризис охватывает всё. И финансовые, и особенно промышленность охватывает. То есть общая тенденция снижения. Кто знает, ещё что нас ждёт в этой части? Ни один эксперт не может нормально сказать. На самом деле, пророков нет. Есть пророчества, а есть просчёт. Планируем мы, исходя из просчётов. Пророчество – неблагодарное дело, никто не может сказать, что завтра будет.
Всё равно из этой мировой ситуации правительство и центры аналитики должны делать расчёты и находить выходы. Это касается каждого предприятия. В своей отрасли они тоже знают, где производится молоко, где птица, где мясо, где какие продукты. Поэтому сегодня ситуация требует от каждого предприятия промышленного долгосрочных мер.
ПРОРВЁМСЯ!
– Наступает время сложной интеллектуальной работы, когда будут проверяться качества каждого министра, каждого участника экономической политики страны. Нынешний кризис является секторальным, затрагивая практически все промышленные предприятия Казахстана. Такого у нас не было, поэтому это требует совсем других подходов. Уверен, что мы выйдем из этой ситуации, так же как это происходило и раньше.
По материалам информационных агентств
Казахстан ждал дефолт
Об этом 20 августа сообщил премьер–министр Карим МАСИМОВ, выступая на пресс–конференции правительства и Нацбанка в службе центральных коммуникаций в Астане.
– Всё зависит от экономической политики. Если бы правительство и Национальный банк ничего не делали, пассивно наблюдали за ситуацией, не вмешивались в происходящие процессы, а все проблемы решали за счёт того, что «палили» бы золотовалютные резервы и Национальный фонд, то в конечном итоге Казахстан ожидал бы дефолт. Я считаю, что у Казахстана есть все возможности под руководством главы государства пройти все эти трудности, в которых мы сейчас находимся. И выйти более окрепшими и более обновлёнными.
– Мы должны привыкнуть жить в другой ценовой ситуации, когда цены на нефть будут совершенно в другой ценовой категории находиться – $30–40–50 за баррель, когда цены на металлы, на другое сырьё, которое производится в Казахстане, будут находиться на достаточно низких уровнях. В этих условиях, естественно, государство, правительство, Нацбанк должны отреагировать соответствующим образом и внести коррективы с свою экономическую политику.
– Мы теперь должны выйти на равновесное положение, и стоимость валюты будет определяться спросом и предложением. Как и всё остальное в рыночной экономике должно определяться спросом и предложением. А защищать мы должны только уязвимые слои населения. Всё остальное должно двигаться в рыночной среде.
– Вне зависимости от курса, бюджетные обязательства оставляют желать лучшего, честно вам скажу. Поскольку ряд предприятий, которые были ориентированы на экспорт, в связи с уменьшением товарооборота, со снижением цены – налогов платят меньше. Конечно, по ряду несоциальных расходов некоторое сокращение бюджета предполагается, и мы, наверное, будем это делать в 2015 году.
– Мы считаем, что с того момента, как санкции с Ирана будут сняты, цена нефти за баррель может снизиться на $10. Поэтому мы берём достаточно консервативный сценарий: средняя цена на следующий год – $40 за баррель. Относительно Национального фонда мы считаем, что худшие времена ещё могут наступить. Поэтому дополнительных ресурсов из Национального фонда мы выбирать не будем. Национальный фонд нам ещё пригодится.
По материалам информационных агентств