РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ, ШПАЛЫ…
Поездом ездить нашему человеку – милое дело. Помню как сейчас из детства – высунул голову из окна и – класс: ветер, проносящиеся мимо семафоры. Красота! В принципе, это удовольствие было не самое дорогое, по сравнению с автобусом или самолётом. Сейчас, конечно, времена другие, но железнодорожный транспорт остаётся востребованным как прежде, несмотря на цены.
Кстати, хоть мы и живём в век развитого капитализма, проблема с железнодорожными билетами до сих пор существует. Особенно в летнее время. Именно во время отпусков. Но купить билеты возможно, если подумать об этом заранее. За 30-45 суток. В другом случае придётся надеяться на удачу.
– Летом всегда так – билетов нет на Москву и Алматы, – говорит кассир Алия. – У нас частное агентство. Наша комиссия – 400 тенге с билета. Хотя проблем с билетами в другое время года нет.
Честно говоря, на железнодорожном вокзале больших очередей за билетами замечено не было. А вот купить проездные билеты можно не только в кассе, но и через Интернет и терминалы, установленные на железнодорожном вокзале.
Вы вошли в вагон, что вам могут предложить проводники?
Во-первых, проводник обязан обеспечить готовность вагона к посадке пассажиров. А что это означает? Много разных пунктов должностных обязанностей.
Выборочно: содержать вагон, туалетные кабины в чистоте на протяжении всего пути следования;
- следить за наличием и своевременным пополнением санитарно-гигиенических средств в туалетных кабинах не реже 1 раза в 2 часа, а также по мере необходимости и по результатам проверки или по просьбе пассажиров;
- отвечать пассажиру на языке обращения пассажира;
- по требованию пассажира пригласить работника вагона-ресторана для принятия заказа на блюда и продукцию вагона-ресторана согласно меню;
- по первому требованию пассажира предоставить для записи «Книгу жалоб и предложений».
| |
| МТП похож на мобильник. |
КИПЯТОЧКУ КОМУ?
А кипяточек должен быть на всём пути следования. По барабану – в фирменном вы вагоне или в обычном. Интернета пока в наших поездах нет. Но при покупке билетов через всемирную сеть на наши поезда в вагонах их проверят на «вшивость» с помощью МТП – мобильного терминала проводника. Правда, такая услуга доступна только при пассажирских перевозках на территории Республики Казахстан.
В настоящее время обеспеченность МТП – 1 терминал на 2-3 вагона. Электророзетка для зарядки мобильных устройств предоставляется бесплатно на 30 минут по согласованию с проводником.
Нельзя в вагонах пассажирских поездов провозить огнестрельное оружие, взрывчатые, ядовитые, зловонные, инфицированные, огнеопасные, легко воспламеняющиеся, самовозгорающиеся, наркотические и отравляющие вещества, боевые припасы и другие предметы и вещества, которыми возможно причинение вреда багажу других пассажиров или перевозчику.
Пассажира могут снять с поезда в случае плохого самочувствия (при болезни) в пути следования, если дальнейший проезд невозможен. Естественно, снимут «зайца» без проездных документов при обнаружении.
А если пассажир отстал от поезда? Все вопросы – к начальнику станции. Он сразу же уведомляет телефонограммой начальника ближайшей станции (вокзала) по ходу следования поезда о снятии оставленной ручной клади и/или проездного документа (билета). А начальник пассажирского поезда составляет акт с указанием наименования и количества, оставленных мест ручной клади или проездного документа (билета). Акт подписывается начальником поезда, проводником вагона и двумя пассажирами.
Вещи, забытые и обнаруженные в поездах в пути следования, начальник пассажирского поезда передаёт вместе с актом в пункт формирования этого поезда.
УЛЕТАЙ!
О воздушных путешествиях нельзя говорить без самого главного – авиаперевозчика. Каждая компания предоставляет свой спектр услуг. Например, некоторые авиакомпании максимум, что могут предоставить, так это бутерброды и напитки. Другие же пассажирам предлагают персональные обеды, но при условии заказа за 24 часа до вылета.
На борту воздушных судов нельзя пользоваться сотовой связью. Но другие функции гаджетов вне запрета. Ради Бога, смотрите видео, слушайте аудио. Вдруг ещё и Wi-Fi халявный на 10.000 метрах поймаете. На борту комфортабельных авиалайнеров есть встроенные видеосистемы. Есть и радиоканалы. Не везде, конечно.
Что нельзя проносить на борт? Да практически то же самое, что и в вагон пассажирского поезда. Режущие-колющие, взрывоопасные, оружие, наркотики и тому подобное.
А вот что действительно нужно не забыть, так это документы, подтверждающие личность.
Документами, удостоверяющими личность, действительными для перевозки на территории Казахстана, являются:
– паспорт (для граждан Республики Казахстан – с указанием ИИН);
– удостоверение личности (для граждан Республики Казахстан – с указанием ИИН);
– вид на жительство иностранца в Республике Казахстан (с указанием ИИН);
– удостоверение лица без гражданства;
– удостоверение беженца;
– свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 16-летнего возраста).
Ну это касается путешественников любым видом транспорта.
МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ
Весь прикол в том, что когда-то путешествие автобусом было довольно дорогим удовольствием. Да простят меня железнодорожники, но в последнее время передвижение по линии их ведомства не из дешёвых. Чтобы добраться до Оренбурга, необходимо потратить 2.500 тенге и шесть часов. А до Петербурга придётся на автобусе пилить двое суток, потратив на это 20.000 тенге.
– Останавливаемся на таможенных постах Казахстана (Жайсан) и России (Сагарчин). Там есть бесплатные туалеты. Потом ещё в Акбулаке остановка, – рассказывает водитель междугороднего автобуса из Оренбурга Сергей. – Я бы посоветовал пассажирам в дорогу взять бутылку воды. Остальное можно купить по пути следования. Как правило, летом в дороге никто не кушает. В основном – напитки. Да, народ летом больше путешествует – сезон отпусков. Студенты, абитуриенты.
– Почти 48 часов едем до Питера. Конечно, делаем остановки в пути, – поясняет актюбинский водитель Василий. – Долго ехать. После Оренбурга останавливаемся в Переволоцке и Ульяновске. Далее – Чебоксары, Нижний Новгород, Владимир. Уже потом -Тверь, Москва и Санкт-Петербург. В автобусе есть кулер с горячей водой. Небольшой, правда, на пять литров. Биотуалет в салоне имеется, но мы им стараемся не пользоваться – запах на весь автобус такой стоит, что пассажиры сами потом жалуются. В Чебоксарах остановка – там можно помыться в душе. В принципе, сейчас не нужно брать много еды в дорогу – всё есть на пути следования.
Фото автора