Немцы в городе!
В последнее время Казахстан развивается бурными темпами. Если раньше Запад смотрел на нас исключительно как на сырьевой придаток, то сейчас с каждым годом появляется всё больше иностранных компаний, которые не только налаживают с нами торговые связи, но и хотят вкладывать свои деньги именно в казахстанское производство.
На вопросы корреспондента «Эврики» ответил глава представительства германской экономики в Центральной Азии Йорг ХЕТЧ.
ЕВРОСОЮЗ НЕРУШИМЫЙ…
– Г-н Хетч, насколько Казахстан привлекателен для Евросоюза, как экономический и торговый партнер?
– Евросоюз является одним из важнейших партнёров Казахстана по торговле и инвестициям. Как представитель германской экономики, могу сказать, что из европейских стран именно ФРГ – самый главный экспортёр из ЕС. Товарооборот между нашими странами растёт из года в год. В прошлом году этот показатель составил свыше 6 млрд. евро. Мы видим очень хорошие перспективы развития Казахстана не только как экспортёра сырья. Сейчас в вашей стране работают свыше 300 немецких фирм различных форм организационно-правового статуса хозяйствующего субъекта.
В феврале в Германии был подписан договор между ФРГ и Республикой Казахстан в области инновационных технологий. Здесь есть хорошие возможности для обеих стран. Мы ведь прекрасно понимаем, что вашей стране крайне невыгодно просто так продавать своё сырьё.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ.
– Насколько выгодно вкладывать деньги в Казахстан? Наверное, здесь нужно отдавать предпочтение долгосрочным перспективам?
– Немецкие фирмы могут поддерживать инновационную и промышленную политику Казахстана. Таким образом, РК станет ещё более независимой от цен на сырьё. Мы должны внимательно анализировать экономическую ситуацию в Казахстане. Политику не только немецких фирм, которые собираются работать в этой стране. В основном это представители малого и среднего бизнеса. Поэтому они не приедут сразу вкладывать деньги в экономику РК. Хотя здесь можно поспорить: ведь открывать в стране представительство, нанимая на работу местных граждан и уплачивая в местную казну налоги – это тоже маленькая инвестиция.
Естественно, первой целью фирмы является продажа на казахстанском рынке своих услуг и товаров. Но в перспективе ведь можно часть своей продукции производить на местном рынке из местной продукции, используя труд местных рабочих. Но это уже второй или даже третий шаг. Нужно быть уверенным, что есть надёжный внутренний рынок сбыта продукции.
Если же в страну приедет довольно сильная фирма именно с целью инвестирования, тогда, вы правильно говорите, необходимо работать на долгосрочную перспективу. Немцы никогда не ставят своей целью сделать быстрые деньги.
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ.
– Инвестиции, конечно же, бывают разными. Можно вложить деньги в модернизацию и реконструкцию, но как быть с персоналом? Ведь новое оборудование предполагает новые знания и навыки?
– Естественно, обучению нужно отдавать одно из приоритетных направлений. В наших планах обучать персонал либо в Казахстане, либо в Германии.
– Приходилось ли вам сталкиваться с бюрократическими проволочками в нашей стране?
– Мы все знаем такие слова, как бюрократия, коррупция, но, несмотря на это, ваша страна развивается. Хотя бюрократия – это бич не только для Казахстана. В ФРГ хватает своих бюрократов. Иногда, чтобы получить разрешение на проведение каких-либо работ, приходится тратить уйму времени и сил. А здесь доходило до того, что человек 4 месяца ходил по разным инстанциям, чтобы стать генеральным директором своего же ТОО.
– Г-н Хетч, что вы можете сказать о темпах экономического развития Казахстана на фоне стран Центрально-Азиатского региона?
– Казахстан очень выгодно отличается от других стран этого региона. Он является лидером в Центральной Азии по всем экономическим показателям. Ваш город представляет для нас большой интерес. Посол ФРГ в Астане г-н Херц, узнав о приглашении акима Актюбинской области, выразил своё желание быть в составе нашей делегации.
Владимир БУРЬЯНОВ,
|