Не жили хорошо, нечего и начинать
9 апреля официальный курс доллара США достиг 330,88 тенге, однако уже на следующий день бакс достиг до 372 тенге, но, по итогам торгов на KASE, «зелёный» к 17–му апреля установился на 330,02 тенге. А вот российский рубль упал стремительно. В четверг он достиг минимальной отметки – 5,15, но к вечерним торгам в понедельник укрепился до 5,34.
Так как Казахстан с Россией тесно связан товарно–денежными отношениями, Нацбанк РК принял соответствующие меры по укреплению тенге. О таргетировании (вливании средств из нацфонда для снижения курса на валютном рынке) речь пока не идёт, но 16 апреля Нацбанк официально заявил о снижении базовой ставки до 9,25% с коридором в плюс–минус 1%. Хотя эта мера скорее профилактическая. Темпы роста недропользования, средняя цена нефти в $65 за баррель и частные инвестиции позволяют долгое время удерживать нацвалюту без искусственных вливаний. Ложкой дёгтя пока служат опасения в платёжеспособности российских партнёров. Пока ситуация стабильна, но никто не знает, на какой виток выведут экономику РФ новые санкции.
Война войной, а торги – по расписанию
Санкции ослабили рубль на 9,3%, но такие скачки на мировом валютном рынке произошли не только из–за санкционной политики США. Новая волна военных действий в Сирии всего за один день ослабила сразу несколько валют. На 1,2% подешевела турецкая лира. Сказалось неудобное соседство с Сирией, да и сам доллар ослабел на 2,4%.
Война – недешёвое удовольствие даже для тех, кто её затевает. Для сравнения: бразильский песо из–за внезапного снижения розничных продаж и ряда неудачных операций на фондовом рынке подешевел всего на 1,5%. Для мирной экономики это почти финансовый кризис. К тому же, ослабление рубля после выборов президента РФ стало вполне ожидаемым событием, только никто не думал, что оно достигнет таких масштабов. В этот раз сыграли сразу три фактора: санкции, Сирия и конец предвыборной гонки. Как ни парадоксально, именно ситуация в Сирии даёт России (следовательно, и Казахстану) небольшую передышку для комплекса мер по укреплению собственной валюты.
Назад, в 90–е
Сейчас в России за 1 доллар США просят 62 рубля, хотя ещё в начале месяца бакс стоил 55,7. Ситуация неприятная, но не критическая. Независимые финансовые эксперты утверждают, что бить тревогу придётся только после того, как «зелёный» достигнет рубежа в 70 рублей. В этом случае экономика рухнет, как в лихих 90–х. Нынешняя ситуация очень напоминает 1998–й год, когда за одну ночь доллар подорожал вдвое, соответственно вдвое выросли и розничные цены, а тысячи людей остались без работы, потому что их компании разорились.
А вот повторения 2014–го, когда за рубль просили всего 2–3 тенге, актюбинцам ждать не стоит. По крайней мере, в ближайшее время.
– Никакого ажиотажа, касающегося скупки или продажи валюты, в Актобе нет. – прокомментировала начальник валютного отдела актюбинского филиала ГУ «Нацбанк РК» Таисия ТКАЧЁВА. – И вообще, покупать рубли или доллары горожане в этом стали меньше. По итогам первого квартала 2018–го года объём оборота валют заметно снизился, если сравнивать с аналогичным периодам 2016–го–2017–го. Сезонный спрос на рубли и доллары должен вырасти к маю. Это связано с налоговыми операциями и периодом отпусков.
Живу в «Минске». Хороший холодильник
Сейчас ситуация на мировом валютном рынке слишком непредсказуема, чтобы делать какие–либо долгосрочные прогнозы. Кроме естественных экономических факторов, в ход идут и политические манипуляции, а их результат может быть непредсказуем для самих манипуляторов. Но ряд перемен может ждать актюбинцев уже в ближайшие дни.
Поначалу на 5–10% подорожает бытовая техника. В первую очередь это касается холодильников и газовых плит популярных брендов. Дело в том, что собирают их в России, а комплектующие закупаются за рубежом. Руководство компаний «Bosсh» и «Siemens» уже заявило о пересмотре ценовой политики. Более бюджетные и менее раскрученные бренды, такие как «Candy» и «Hoover», побещали, что их продукция подорожает совсем немного. Ведь их техника собирается в городе Киров, и почти все составляющие – отечественные. За рубежом приобретаются только важные детали, а корпус и прочая мелочёвка производится целиком в РФ.
Точная электроника (вроде планшетов и ноутбуков) быстро устаревает, поэтому компания «Lenovo», один из главных поставщиков недорогих ноутбуков, пока не намерена поднимать оптовые цены. Если только рубль совсем уж не рухнет. А вот производители модных гаджетов (как «LG», «Samsung» и «Huawei») пока заняли выжидательную позицию. Так что, если кто–то собирается приобрести дорогую технику, то лучше сделать это сейчас.
«Лада–Седан» и большой баклажан
Возможно, кому–то придётся отложить поездку на зарубежные курорты до лучших времён. Ни политическая, ни экономическая ситуации не способствует воплощению мечты, зато грёзы о подержанной «Ниве» или «Ладе» могут стать реальностью. На российском авторынке ожидается снижение цен на отечественные автомобили с большим пробегом.
Есть ещё приятная перспектива для актюбинцев. Лёгкая промышленность России из–за санкций сейчас теряет зарубежных партнёров. Чтобы не разориться, рынок сбыта лучше всего искать в странах ТС и ЕврАзЭс. Другими словами, наши супермаркеты завалятся дешёвыми, но качественными продуктами, промтоварами и текстилем. Вот только хранить еду и стирать обновки станет накладней.
Чтобы сделать ремонт или начать строительство, времена тоже грядут неплохие. Обилие российских стройматериалов может вытеснить импортные. Очень заинтересованы в сбыте фруктов и овощей турецкие фермеры. Их санкциями никто не обложил, но у соседей из–за военных действий на пирушки нет времени.
Юань теньгушку бережёт
В зоне риска сейчас находятся только крупные компании, чьими деловыми партнёрами являются российские предприниматели. То есть те, кто плотно зависит от импортного сырья и комплектующих. Сельскохозяйственный сектор Актюбинской области никогда не считался особенно прибыльным и перспективным, так что турецкими баклажанами его не задушить. Нефтедобывающие компании и сферу недропользования в целом, напротив, ждут новые контракты. Пока остальные меряются амбициями, китайский юань растёт и укрепляется.
Так что даже при самом худшем раскладе ситуация сложится не как в голодных 90–х, а как в относительно сытых, докризисных нулевых. Это когда накупить вкуснятинки и принарядиться в поддельный «Abibas» уже можно, а вот купить новый телефон или холодильник – серьёзная проблема.