Не всё то золото, что с клеймом
А клейма-то мы и не признали
Ювелирных салонов, магазинов и бутиков в Актобе предостаточно: на любой вкус, цвет, размер и, разумеется, толщину кошелька. Золото, серебро и камни продаются как местные, так и привезённые из соседних стран, например, России или Турции. Под действие нового закона попадают все недешёвые безделушки, вне зависимости от того, где они были произведены. Иностранные клейма казахстанским законодательством не признаются.
- На территории республики не допускается реализация драгоценных металлов и камней без наличия единого казахстанского клейма, - прокомментировал исполняющий обязанности руководителя Актюбинского областного департамента комитета технического регулирования и метрологии Данияр КИМАНОВ. - Проводить идентификацию и ставить его будет специальная уполномоченная организация. Иностранные клейма нами не признаются, в том числе и российские. В целом, очень много реализаторов завозят товар из России. Навскидку 60, может, 70%. Это очень много. Насколько мы знаем, наши клейма также не признаются в Российской Федерации. Если мы достигнем договорённости и взаимопонимания, то проводить экспертизу российского золота не нужно будет. Тогда станет чуть-чуть проще.
Планы, далёкие планы
Проведение экспертизы – вопрос отдельный. Предполагается, что для осуществления всех необходимых процедур и проверок на базе актюбинского Национального центра экспертизы будет создана собственная Пробирная палата. Но пока что это только планы, и когда они станут реальностью – неизвестно.
- Именно здесь, в Актюбинской области, у нас нет своей Пробирной палаты, и это очень затрудняет ситуацию, - признаёт Данияр Аманбаевич. – В будущем, может быть, её создадут на базе Национального центра экспертизы, но это вопрос времени. Для палаты должны быть квалифицированные специалисты, охрана, собственное здание, своя продуманная инфраструктура.
Пока же те изделия из драгоценных камней и металлов, которые уже есть в продаже, должны проходить клеймение в Алматы. Во сколько обойдётся предпринимателям такая поездка и как она скажется на и без того порой внушительной стоимости товара, тоже ещё неясно. Ясно только одно: новый закон таит достаточно не самых приятных сюрпризов с точки зрения тех, кто замешан в ювелирном бизнесе.
Всех перепроверить!
Выборочные проверки, которые основываются на квартальных планах, пока не начались. В комитете признают: всё-таки закон пока новый, не все ещё в курсе. Но если с жалобой обратится недовольный клиент и предоставит фискальный чек, подтверждающий покупку, его обращение рассмотрят.
- Проверкам могут подвергнуться бутики в торговых домах, ювелирные салоны и дома, ломбарды. Мы сможем получать информацию о реализаторах, которые провозят сомнительного качества драгоценности, из Алматы, искать их у себя и проверять. Помимо этого, если к нам обратится обычный покупатель, мы и его жалобу рассмотрим, - говорит Данияр Киманов.
Способов обмануть потребителя, как уверяют эксперты, предостаточно. Вместо камней особые ловкачи продают обыкновенные стекляшки, отдельные компоненты украшений могут состоять из дешёвых материалов, проба не всегда соответствует указанной.
Значки от производителей
Кроме единого клейма, на изделии должен обязательно ставиться именник. Некоторое время он был необязательным, теперь за его отсутствие и производителям, и продавцам грозят внушительные штрафы.
- Есть неофициальные производители, которые самостоятельно отливают золотые или серебряные изделия, - рассказывает Данияр Киманов. – Обычно это частные, физические лица, ИП. В таком случае они уже являются изготовителями, а изготовитель обязательно должен зарегистрироваться у нас в комитете и указать, какой у него будет именник.
Вот и выходит, что на купленном в ювелирном салоне украшении должно стоять два, а то сразу и три опознавательных знака: именник, казахстанское клеймо и, в некоторых случаях, клеймо иностранное. Как такое нагромождение будет выглядеть на совсем крохотных и тонких безделушках, представить довольно сложно.
Чем сложнее, тем дороже
Новость об изменении в законодательстве среди актюбинских реализаторов ювелирных изделий восприняли неоднозначно. Пока что вопросов намного больше, чем ответов. И если сотрудники комитета к контролю в сфере драгоценных камней и металлов приступили только в этом году, то большинство поставщиков на рынке уже довольно давно. И задумываются они о таких деталях, которые человек со стороны просто не учтёт.
Под сомнение попали почти все аспекты нового закона: как, где и кем будут ставиться клейма, насколько легко подделываются именники и кому необходимо настолько усложнять торговые отношения с соседней Россией. Казалось бы, Таможенный союз, а экспертиза всё равно не признаётся.
- В конечном счете, всё это скажется на себестоимости нашей продукции, - уверена предприниматель Галина ПОНОМАРЕВСКАЯ. – Кому нужна дополнительная экспертиза, если в России уже проверили? С нашей точки зрения, это только лишние затраты. Выходит, мне нужно будет ехать в Алматы, проверять там драгоценности заново и везти обратно? А это не одного и не двух дней вопрос. В итоге, чтобы все траты окупились, придётся повышать стоимость ювелирных изделий. Они и без того сейчас не всем по карману, кризис, люди стали гораздо меньше тратиться на драгоценные камни и золото. Даже если приходят и покупают, скажем, те же обручальные кольца, то стараются брать подешевле. Если цены повысятся, ювелирные магазины вообще без клиентов останутся.