Не до жиру, быть бы живу!
Казалось бы, сельчане, которые кормят всю нашу страну, должны жить достойно. Но парадокс заключается в том, что аграрии получают самую низкую зарплату в Казахстане. По сведениям республиканского агентства по статистике, работники сельского хозяйства получают в среднем не больше 33.000 тенге, хотя уровень зарплаты по стране в целом превышает 100.000 тенге на работающего. | ||
Труда в сельское хозяйство вкладывается много, а прибыли мизерные.
| ||
В советское время основную массу овощей и картофеля на прилавки актюбинских магазинов поставляли Россовхоз и совхоз Пригородный. Старожилы с ностальгией вспоминают морковку по 14 копеек за килограмм, свеклу по 13 и картофель по 16 копеек. Колхозникам никогда не приходила в голову даже сама мысль о том, куда они будут сбывать свою продукцию. Был заказчик и поставщик в одном лице – государство. Плодоовощные базы централизованно закупали овощи и картофель у колхозов и совхозов. Теперь же сельхозпроизводителям приходится самим заботиться о хранении и сбыте своей продукции.
БЫЛО, НО ПРОШЛО. – Уже давно нет такого хозяйства, как Россовхоз, – говорит аким Курайлинского сельского округа Макпал ТУРМАГАМБЕТОВА. – У нас в округе существуют 12 крестьянских хозяйств, но они все мелкие. Крупных производителей сельхозпродукции нет. Есть ТОО «Ника-99», но оно 2-3 года посевами не занимается, хотя руководители товарищества заверяют, что у них имеются планы на будущее. Крестьянское хозяйство «Тандем» с 7.000 га только открылось. Есть ещё у нас в округе пара небольших хозяйств, занимающихся овощами. К примеру, ИП «Алибек» в ярмарочные дни на коммунальном рынке «Табыс» представил горожанам помидоры, огурцы и арбузы. Проблем с реализацией у нас нет, потому что нет крупных хозяйств. А так наши производители вывозят свой товар либо на «Табыс», либо на оптовый рынок в районе 41-го разъезда. Сами реализуют свою продукцию, чтобы не кормить перекупщиков. У меня в округе по программе «Сыбаға» ещё три крестьянских хозяйства получили кредиты на увеличение поголовья КРС. Планируем развивать молочное направление. Есть хозяйство «Анби», которое по программе ФИИР через «Казагрофинанс» получило кредит на 951 млн. тенге на строительство молочной фермы и приобретение 500 голов скота.
Пока же молочной продукции курайлинского сельского округа на рынке нет. По словам Макпал Шигаевны, молоко горожанам хозяйство представит на следующий год, а в 2014 году – мясо.
МОРЕ ПРОБЛЕМ. – У нас нет своих торговых точек для реализации сельхозпродукции говорит директор ТОО «СХФ Пригородный» Ермек ЖУМАГАЗИН. – Свою продукцию мы реализуем через торговые сети и на ярмарках. 100 тысяч тонн картофеля у нас приобрёл стабилизационный фонд. Мы продаём отборный картофель по 60 тенге за килограмм. Средней фракции по 40, а мелкий – по 20-25 тенге за килограмм. Да, на рынке есть привозной картофель по 50-55 тенге, но я считаю, что качество нашей продукции гораздо выше. Он ведь выращен в местных условиях, районирован, поэтому храниться будет намного лучше.
Проблема реализации продукции – это самый больной вопрос, считает Ермек Какишович. Не секрет, что для крупных торговых сетей выгоднее покупать дешёвую привозную продукцию. В нашем же регионе для выращивания овощей и картофеля необходимо применять обильное орошение.
– В себестоимость нашего картофеля, кроме цены семенного материала, входят затраты на электроэнергию, – поясняет Ермек Жумагазин. – Этот год выдался очень жарким, поэтому мы обильно поливали свои плантации в мае, июне, июле и до половины августа. В месяц наши затраты составили более 1.500.000 тенге. Почти 5 миллионов тенге у нас ушло только на полив. Если мы будем продавать товарный картофель дешевле 45-50 тенге, то станем просто убыточным предприятием и разоримся.
ОХРАННАЯ ЗОНА. Ещё одной проблемой является хранение собственной продукции. Важно вырастить много овощей и картофеля, но еще важнее сохранить их в нормальном товарном виде и реализовать.
– Обязательно нужно строить своё современное овощехранилище, – считает директор ТОО «СХФ Пригородный». – У нас есть голландский проект. Новая технология позволит сохранять качество сельхозпродукции всю зиму и до мая включительно. Вот в этом случае мы сможем ставить реальную цену реализации. Ведь зачастую бывает так, что торговые точки диктуют свои условия, которые нам невыгодны. Супермаркеты знают, что нам деваться некуда, и мы отдадим свою продукцию по низкой цене, лишь бы она не сгнила. Каждый кулик, конечно, хвалит своё болото, но я считаю, что наша продукция лучше привозной. Если у нас появится современное овощехранилище, то тогда мы сможем диктовать реальную ценовую политику.
УБЫТОЧНЫЙ БИЗНЕС. По словам Ермека Какишовича, во всём мире сельское хозяйство – убыточное. В развитых странах оно дотируется государством. В советское время все совхозы были государственными, соответственно и снабжение семенами, удобрениями и техникой шло централизованно за счёт бюджета. Работники, выращивающие сельхозпродукцию по спущенному сверху плану, получали фиксированную плату, так как государство закупало весь выращенный урожай.
– Задача работников совхозов была проще, нежели сейчас, – продолжает Ермек Жумагазин. – Их не беспокоили такие вопросы, как приобретение семян и ГСМ, а также сбыт продукции. У них задача была одна: вырастить нормальный урожай согласно плану и сдать его в закрома Родины. А сейчас у нас – капитализм. Все крестьянские хозяйства являются частными. Руководители сами выбирают модель менеджмента и определяют, каким видом деятельности будут заниматься. Но если не будет прибыли, то ни одно хозяйство не сможет нормально и динамично развиваться. Но чтобы достигнуть этого, надо повышать, в первую очередь, производительность труда. Только благодаря снижению себестоимости продукции можно выжить в конкурентной среде.
НЕОБХОДИМА ПОДДЕРЖКА. Сельхозпроизводителям необходима поддержка со стороны государства. Должно быть планомерное регулирование закупа продукции для реализации потребителям – гражданам нашей страны. Приобретение урожая, выращенного в собственном регионе, будет способствовать повышению конкурентоспособности и развитию местных крестьянских хозяйств.
А действительно, раньше в том же Пригородном только под белокочанную капусту отводилось около 100 га, сейчас всего 7 га. Зато весной цены на капусту взлетают в два-три раза. Откуда её везут – узнать практически невозможно. А ведь тема продовольственной безопасности страны всегда актуальна.
Вот ввели новые дифференцированные тарифы на электроэнергию. Теперь днём сельхозпроизводители платят более 22 тенге за киловатт. Ночью, конечно, дешевле – менее 4 тенге. Но сельчане не крупный завод, где можно работать в 3 смены. Ну не могут они осуществлять полив ночью! Почему бы не сделать льготный тариф, не ввести преференции, чтобы облегчить налоговое бремя и без того убыточным хозяйствам? Хочется надеяться, что всё-таки правительство и министерство сельского хозяйства протянут руку отечественным сельхозпроизводителям, пока те не протянули ноги.
|