Топливный кризис, всколыхнувший казахстанских автовладельцев ещё летом, в очередной раз обнажил застарелые проблемы отрасли. Вставшие на реконструкцию отечественные нефтеперерабатывающие заводы оказались не в состоянии справиться с потребностью увеличивающегося автомобильного рынка. И это при том, что суточная отгрузка (в летний период) с Атырауского НПЗ возросла в 4,7 раза, Павлодарского – вдвое, а Шымкентского – в 1,7 раза. Причин для столь масштабного волнения было несколько: тут и неправильные расчёты со стороны тогда ещё министерства нефти и газа, и сговор со стороны «бензиновых» трейдеров, которые возмущались слишком дешёвой продажной ценой на ГСМ. Масло в огонь подлила и соседняя Россия, вернее Ачинский НПЗ, где произошла крупная авария. Я уже не говорю о том, что ценовой разрыв в стоимости российского и казахстанского бензина породил массу спекулятивных фактов, когда россияне приезжали в приграничные районы РК за более дешёвым бензином.
ЧЕТВЁРТЫЙ - ЛИШНИЙ?
Вопрос о строительстве ещё одного крупного НПЗ поднимается с 2011 года. В октябре глава государства одобрил решение о реконструкции шымкентского нефтеперерабатывающего завода.
– Это самый выгодный вариант. В настоящее время три казахстанских НПЗ покрывают лишь 70 процентов внутренней потребности в ГСМ. Правительство подсчитало, что после реконструкции действующих НПЗ они будут перерабатывать 18,5 миллиона тонн нефти. То есть, после 2016 года страна будет полностью обеспечена горюче–смазочными материалами, – пояснил вице–министр энергетики Узакбай КАРАБАЛИН. – Что касается строительства нового завода, то для рентабельной работы его мощность должна составлять около 10 миллионов тонн нефти в год. При этом Казахстан не имеет возможности экспортировать большие объёмы ГСМ, излишки которых могут появиться, поскольку Россия, Китай и Азербайджан полностью себя обеспечивают. Поэтому, учитывая, что Шымкентский НПЗ был рассчитан на переработку 12 миллионов тонн нефти, принято решение расширить этот завод вместо строительства четвёртого НПЗ.
ГДЕ ЖЕ ТЫ, ИНВЕСТОР?
Заместитель акима области Гани ИСКАЛИЕВ считает, что от топливного кризиса и возможного дефицита бензина мы не застрахованы, однако запаса ГСМ в Актобе хватит почти на месяц.
– Месячная потребность области в бензине марки АИ–92 – около 11.000 тонн. Ситуацию с топливом мы отслеживаем постоянно, мониторим каждые два–три дня. Даже летом, когда в крупных городах Казахстана не хватало бензина, у нас большого ажиотажа не было. Да, были АЗС, где отпускали топливо по талонам, но ведь были заправочные станции, где ГСМ были в свободной продаже.
– На сколько дней в нашей области имеется запас топлива?
– В среднем, бензина в области хватит на 25 дней. Была информация, что в Актобе осталось топлива на три дня, такого не может быть! Мы постоянно следим за ситуацией, процесс контролируется, учитываются даже те поставки, которые ещё на пути к нам. А создавать большой объём запасов ГСМ не выгодно бизнесу.
– Откуда в область поступает топливо?
– Около 40 процентов бензина обеспечивает Атырауский НПЗ, остальная часть завозится из Башкирии и Татарстана. Бизнесмены сами договариваются и заключают контракты по наиболее выгодным для них условиям. Не так давно мы подписали с правительством Татарстана меморандум о взаимопомощи. Если неожиданно возникнет нехватка бензина, то партнёры смогут поставлять нам от трёх до пяти тысяч тонн ГСМ в месяц.
– А если расширить сотрудничество с другими казахстанскими НПЗ?
– Тут проблема в логистике, нам удобнее и ближе поставлять бензин из Атырау. А по стоимости, учитывая нынешнюю ситуацию с курсом рубля, то, думаю, выгоднее покупать топливо в России.
– Что касается ценовой политики, насколько сегодняшняя стоимость бензина приемлема для казахстанцев?
– На мой взгляд, нынешняя цена на бензин в Казахстане – оптимальна. Хотя после реконструкции всех отечественных НПЗ и ценовая политика может быть дифференцирована. К примеру, для владельцев личного транспорта стоимость ниже, для тех, кто использует авто для получения прибыли – чуть выше. Это общемировая практика.
– Как считаете, три НПЗ в нашей стране – это достаточно? Готова ли Актюбинская области принять у себя крупный нефтеперерабатывающий завод?
– Считаю, что мощностей существующих НПЗ вполне хватит, чтобы обеспечить внутренний рынок. А к 2016 году заводы и вовсе пройдут модернизацию. Что касается нашей области, то если найдётся такой инвестор, который пожелает построить завод без участия государства, то мы будем только рады. Например, в Алгинском районе есть прекрасное место для этого.
– Если с бензином такие проблемы, может, стоит искать спасение в газе?
– Всё возможно. Уже сейчас количество приверженцев газа, как топлива, увеличилось. В начале 2013 года у нас было 8.600 авто, а сейчас – 11.500 машин, работающих на газе. Думаем, со временем больше автовладельцев перейдут на этот вид топлива.
ЧИСТО ГИПОТЕТИЧЕСКИ
По мнению алматинского экономиста, специализирующегося на нефтегазовом рынке, Алибека АКАТОВА, Актюбинская область вполне могла бы стать ещё одним центром по развитию нефтеперерабатывающей отрасли.
– Нефтяные месторождения практически под боком, да и логистически выгодно. Построить свой завод, перерабатывающий свою же нефть – мечта. Сразу была бы решена проблема с дефицитом топлива в Западно–Казахстанской, Кызылординской и Костанайской областях. Но здесь встаёт вопрос рентабельности, ведь прибыль от такого завода будет в лучшем случае лет через 8–10, – заключает эксперт.
А вот известный экономист Галим ХУСАИНОВ согласен с правительством в том, что четвёртый НПЗ Казахстану не нужен:
– Строить с нуля завод очень дорого, ещё нужно и источник сырья иметь. Поэтому, чтобы обойтись малой кровью, будут пытаться расширять имеющиеся заводы, в том числе и Шымкентский. Может сложиться такая ситуация, что модернизируют, а потом снова будет нехватка, так как увеличится потребность. У нас, к сожалению, нет долгосрочного прогнозирования, отсюда проблемы в принятии решений. Многие вопросы решаются в разрезе краткосрочной ситуации, нежели долгосрочной, что в итоге приведёт к нежелательным экономическим последствиям через 5–7 лет. Сейчас иностранные инвесторы не горят желанием вкладываться в казахстанские промышленные предприятия.
РУКА ПОМОЩИ
Как это ни странно, но Казахстану, который считается одной из богатейших стран в мире по запасам углеводородов, на помощь придёт Китай. Уже в 2015 году из Поднебесной планируется поставить более 168 тысяч тонн высокооктанового бензина. Всё это будет возможно благодаря толлинговым операциям (когда идёт переработка нашей нефти с последующим беспошлинным вывозом бензина).
Готов поставлять автомобильный бензин и Азербайджан.
– Мы готовы обеспечить поставки в Казахстан, – отметил президент Государственной нефтяной компании «SOCAR» Ровнаг АБДУЛЛАЕВ. – Если они предложат хорошую цену, соответствующую рыночной, мы сможем найти объёмы и обеспечить поставку по рыночным ценам. Это немного, всего 5–10 тысяч тонн.
Дефицит ГСМ, возникший в Казахстане, готовы покрыть поставками из РФ и Беларуси. Только в декабре из этих стран к нам поступит около 120 тысяч тонн 92–го бензина.
ВОПРОС БУДУЩЕГО
– Сейчас мы модернизируем три завода, и это позволит нам с 2017 по 2022 год полностью стабилизировать рынок ГСМ. После 2022 года в республике возрастёт потребность в бензине, и по этой причине мы запланировали строительство четвертого завода, но он будет построен с использованием инфраструктуры Шымкентского НПЗ. Использование уже готовой инфраструктуры приведёт к увеличению мощности этого завода на 4–5 миллионов тонн переработки нефти с минимальными затратами. Этот проект позволит нам удовлетворить потребности в ГСМ минимум до 2030 года. После 2017 года мы начнём готовить ТЭО для реализации данного проекта, – отметил в понедельник министр энергетики РК Владимир ШКОЛЬНИК.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,