В ближайшие три года государственная казна пополнится миллиардами тенге. Источник дохода – не только предполагаемое легализованное имущество, но ещё и распродажа государственных активов. Кто–то считает, что бюджет снимает с себя финансовую нагрузку, иные думают, что государство просто избавляется от «ненужного мусора», третьи – свято верят, что тем самым увеличится конкуренция среди предпринимателей.
ВТОРОЙ БЛИН – НЕ КОМОМ?
На самом деле нынешняя вторая приватизация в Казахстане – это расширенное продолжение начавшейся в прошлом году «Дорожной карты приватизации». Согласно поручению тогдашнего премьер–министра страны Серика АХМЕТОВА, были определены сотни нестратегических объектов. В Актюбинской области в частные руки решили передать районные газеты.
– Несколько раз мы объявляли электронные торги на эти объекты, вот только желающих их приобрести так и не нашлось, – заявили в областном управлении финансов.
Впрочем, предпринимателей понять можно: вкладывать средства в рисковые проекты (а печатные издания в районах особой прибыли не приносят) – весьма неосмотрительно. Тем не менее, два издания всё же приобретены. Так, газету «Жем–Сагыз» Байганинского района, в которой трудятся восемь человек, приобрели всего за 314.000 тенге. Издание «Жаналык Жаршысы» в Айтекебийском районе, со штатом в семь человек, приобрели за два миллиона 735 тысяч тенге, хотя первоначальная стоимость объекта оценивалась в три миллиона 34 тысяч тенге.
Те же, кто ещё видят себя в роли собственника издания, в сентябре могут успеть приобрести районную газету «Мугалжар» с 16–ю трудящимися. ТОО оценили в 2 миллиона 974 тысячи тенге.
ЭФФЕКТ В МИЛЛИАРДАХ
Сколько государство планирует выручить за проданные объекты – пока неизвестно. Цифры постоянно меняются. Впрочем, меняется и количество того имущества, которое планируется продать. Если в начале объявленной приватизации – в июне – министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ отмечал, что до конца года будет реализовано 295 объектов госсобственности, то на начало августа к этому числу прибавились ещё шесть. Всего же до конца 2016 года должно быть передано в частные руки 853 объекта (первоначально 782 объекта).
За первые месяцы государство продало 28 объектов. В результате торгов министерство финансов получило около 1,78 миллиарда тенге.
– Никакого «нездорового» ажиотажа на торгах нет. Все объекты, выставленные на продажу, реализуются по графику, – отметил вице–министр финансов РК Руслан ДАЛЕНОВ. – Есть спрос, есть предложение. Всего было выставлено около 40 объектов, по 14 уже состоялись торги, из них 12 объектов государственной собственности и 2 объекта холдингов. При этом, что самое интересное, стартовая цена по 12 объектам была 49 миллионов тенге, итоговая составила 62,3 миллиона тенге.
«Лакомые кусочки» для крупных бизнесменов – национальные холдинговые корпорации. На сегодня уже реализовано 14 объектов. Фактические доходы от их приватизации превысили план в 2,2 раза и составили сумму 440 миллионов тенге. На сегодня самый «дорогой» объект – «Ecomaster Sevicii Ecologice SRL». Его приобрёл нерезидент Казахстана за 375 миллионов тенге. Кто именно – не сообщается.
ОСТАТКИ–СЛАДКИ
Что касается Актобе, то в нашем регионе большинство объектов коммунальной госсобственности выставят на продажу в следующем году. В ноябре приватизируют три госпредприятия: ГККП «Актюбинский региональный научно–практический центр информатизации и оценки качества образования», ГККП «Центр по обучению языкам» и ГКП «Областной центр формирования здорового образа жизни».
– В зависимости от выбора метода торгов могут быть выставлены условия по продажам. Одним из этих условий может быть сохранение штата работников, а также сохранения профиля деятельности предприятия в течение нескольких лет, – прокомментировала заместитель руководителя управления финансов по вопросам коммунальной собственности Дина АЙТЕНОВА.
СМОТРИ В ОБА
Между тем, в приватизации уже есть некоторые нестыковки. К примеру, чуть меньше месяца назад на расширенном заседании правительства президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказывался против участия в этой кампании родственников.
– Что сделано, чтобы каждый объект продавался открыто? Каждый приватизированный объект не должен потерять своего направления. Вот для открытости, транспарентности, чтобы это все проходило не опять братьям, сватьям и племянникам, что делается? – спросил Назарбаев. – Очень строго будем смотреть.
Иное мнение у зампредседателя правления национальной палаты предпринимателей Жаннат ЕРТЛЕСОВОЙ:
– Чтобы родственники не участвовали? Ну, это же неправильно принять закон о том, чтобы племянники чиновников и топ–менеджеров госкомпаний не могли участвовать в покупке объектов второй волны приватизации. Дело же не в том, чтобы участвовали племянники, братья, сёстры. Даже если у них есть деньги, пусть они участвуют, но чтобы мы все понимали, что это открыто и прозрачно. Закона такого, чтобы они не участвовали, невозможно представить.
А вот тут–то и есть самый интересный момент. Согласно правилам о приватизации, в ней может участвовать физическое лицо или юридическое лицо, которое удовлетворяет конкурсным требованиям. Таким образом, в документе ничего не сказано о родных чиновников.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Нестыковка получается и с ФК «Актобе», который полностью принадлежит государству. 100 процентов клуба в 2016 году должно купить частное лицо или компания. Причём, по закону ни о каком дроблении пакета акций быть не может.
– Муссируются слухи, что действующий чемпион страны скоро будет выставлен на продажу. Сразу скажу, что клуб всегда финансировался через областной бюджет. И если будет продаваться, то это будет не контрольный пакет, а лишь часть акций, чтобы привлечь дополнительных спонсоров, – отметил аким области Архимед МУХАМБЕТОВ в июне этого года.
После этих слов актюбинцы, болеющие за любимую команду, вроде бы успокоились, однако буква закона стоит выше слов.
Если государству принадлежит пакет акций, то его продают полностью. Дроблений и делений быть не должно. То есть, ФК «Актобе», как и остальные объекты, которые участвуют в приватизации, будет продаваться полностью, в одни руки.
Кстати, не исключено, что красно–белых приобретёт иностранный инвестор. Инвестиции из–за рубежа Казахстану бы не помешали, о чём неоднократно говорил Нурсултан Назарбаев.
КАК ВАС ЗВАТЬ?
Открытость по продаже государственных объектов обеспечивается не в полной степени. Так, на официальном сайте http://www.gosreestr.kz имена покупателей не указываются.
– Я лично поддерживаю целесообразность раскрытия полной информации о приобретателях объектов. Там будет открыта полная информация, если какие–то родственники ведут вполне понятный бизнес, то они могут приобретать объекты. Важно, чтобы не было каких–то злоупотреблений и каких–то преимущественных положений для таких родственников. Поэтому нужно раскрывать владельцев объектов, которые в приватизации участвуют, – выразила своё мнение заместитель председателя правления АО ФНБ «Самрук Казына» Елена БАХМУТОВА.
СПК ДАЁТ ДОБРО
В рамках приватизации СПК «Актобе» должно продать двадцать объектов. Их оценочная стоимость зависит от доли участия в них государства. На сегодня уже проданы пять объектов. К примеру, 20 процентов акций ТОО «Актобе Трал» оценили в 305 тысяч 422 тенге. Самой дешёвой собственностью оказались доли государства в ТОО «Сервисно–заготовительный центр «Талап»» (9 процентов продали за 4950 тенге) и ТОО «ТМО «Батыс» (5 процентов отдали всего за 6 тысяч тенге).
– Это не говорит о том, что СПК продаёт «мусор». С этих объектов мы уже взяли то, что было вложено. Исходим из ряда факторов: есть объекты, которые только–только начали работу, есть такие, которые нужно передать в частные руки, потому как участие государства в ТОО мешает конкуренции и противоречит законам рыночной экономики. Считаю, что частник лучше распорядится имуществом, конечно, при умелом подходе и грамотном менеджменте, – говорит председатель правления СПК «Актобе» Балгали УРДАБАЕВ.
ДВОРЕЦ РАЗДОРА
Вокруг нескольких крупных объектов, которые выставлены на приватизацию, уже разгораются страсти. К примеру, власти Алматы не хотят расставаться с Дворцом республики.
– Есть мнение комитета по госимуществу – объект выставить на приватизацию. Наше мнение, моё и акима города, то, что касаемо Дворца республики – я не вижу никакой необходимости. После реконструкции объект самодостаточный, самоокупаемый, он не требует никаких средств из бюджета. Менеджмент Дворца республики полностью свою состоятельность в этом плане показывает. Я не вижу никакой логики, – отметил начальник управления культуры Алматы Кайрат КУЛЬБАЕВ.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,