Курс на осень
В Актобе баксовый ажиотаж был отмечен 2–го августа. Часть мелких обменников вечером предпочли закрыться до лучших времён, или, наоборот, подняли стоимость долларов до порогового максимума. Например, в районе вокзала за американские денежки просили 341 тенге и на отсутствие клиентов не жаловались. В более крупных банках бакс продавали по 339 тенге, но предупреждали, что в закромах осталось чуть более 600 «зелёных», и с крупной операцией придётся подождать. Зато менялы возле «Колхозки», быстро сориентировались в ситуации и запросили за бакс аж 345 тенге. Зато недостатка в валютной наличности на чёрном рынке не наблюдалось.
Актюбинец Александр придирчиво изучал табло обменного пункта, постоянно что–то подсчитывая в калькуляторе смартфона.
– Мне доллары, собственно, не нужны, за границу я не собираюсь. Но супруга попросила узнать курс. Наслушалась по телевизору прогнозов, что доллар будет стоить 450 тенге, и решила обменять то, что было в заначке, – поделился Александр. – Я не против – цены растут, тенге падает. Но как бы не прогадать с курсом. Сколько раз доллар так резко скакал. Так что я пока немного подожду.
Пустяки, дело–то житейское!
Как выяснилось, мужчина был прав, выбрав выжидательную позицию. Уже к концу недели доллар заметно подешевел. Тенге, благодаря усилиям финансистов, немного укрепил свои позиции. К концу недели, когда ажиотаж спал, за доллар просили в среднем по 337–338 тенге. В понедельник на дневных торгах KASE курс составил 331, 75 тенге.
– Ажиотажа вокруг доллара сейчас нет, – прокомментировала начальник отдела по валютным операциям актюбинского филиала Нацбанка РК Таисия ТКАЧЁВА. – Интерес к доллару и евро летом, в третьем квартале – обычное явление. Он обусловлен двумя факторами: люди отправляются в отпуск за рубеж, и детей готовят к новому учебному году. Кстати, в этот период растёт интерес и к российскому рублю, и к прочим валютам. Такая же ситуация отмечается и под Новый год, в канун Рождественских каникул. А вот в начале года валюту практически не покупают. Сейчас же естественный спрос был ещё подогрет новостями об антироссийских санкциях, падением цен на нефть и прогнозами независимых финансовых экспертов о невероятном скачке курса валют к осени этого года.
И в мировом масштабе
Рост доллара и, следовательно, падение тенге началось ещё 24 июля. Уже накануне заседания федрезерва США казахстанская валюта незаметно поползла вниз. Падение продолжалось и после новостей о том, что нефть подешевела на 1% под давлением ОПЕК и громком закрытии крупнейшего хедж–фонда «Astenbek Capital», потерявшего надежду на то, что чёрное золото вновь вырастет в цене. Масла в огонь подлило заявление президента США Дональда ТРАМПА о новой волне санкций против России. Львиную долю импортных товаров местные предприниматели закупают в России, а любые ограничения товаропотока всегда негативно сказываются на курсе валют. Но на эти тонкости обращали внимание только представители крупного и среднего бизнеса. Для простого населения рост в одну–две тиынки казался несущественным. Зато после громких прогнозов экспертов и подорожания продуктов на 10–20% едва ли некаждая казахстанская пенсионерка стала подумывать: а не купить ли парочку американских купюр, чтобы сохранить заначку, отложенную на чёрный день?
Это их худые черти бермутят воду в пруду
Нацбанк на ажиотаж вокруг американской валюты отреагировал быстро. Как заявила директор департамента монетарных операций нацбанка РК Алия МОЛДАБЕКОВА, колебание курса валют имеет под собой ряд спекулятивных факторов, и нездоровый интерес населения к доллару и евро не только ничем не обусловлен, но и играет на руку всякого рода спекулянтам. По её мнению, цены на нефть и санкции – факторы краткосрочные, поэтому не заслуживающие должного внимания. Курс на валюту формируется естественно, без таргетирования (принудительной стабилизации) государства. Тем не менее, Нацбанк оставляет за собой право устроить интервенцию, если из–за скачков курса тенгушка совсем уж ослабнет.
– Национальный Банк остаётся привержен режиму свободно плавающего обменного курса тенге и не таргетирует определённый уровень обменного курса. Формирование обменного курса происходит с участием банков второго уровня на рыночных условиях, на основе спроса и предложения на валютном рынке, – прокомментировала Алия Молдабекова в официальном обращении к населению.
Вчера были слабые, но по 300. А сегодня крепкие, но по 450
Резюмируя вышесказанное, можно смело делать прогнозы насчёт будущего казахстанского тенге относительно его заокеанского собрата. Вопреки расхожему мнению, «ЭКСПО–2017» не ослабляет национальную валюту, а даже немного её укрепляет. Все основные затраты на выставку уже были произведены, а иностранные гости обеспечивают пусть и незначительный для экономики в целом, но тем не менее постоянный приток валюты в страну. После закрытия выставки этот ручеёк иссякнет. Как показала практика 2014–2015 годов, западные санкции – дело долгое. Подобные вопросы не решаются за пару месяцев. Появление на рынке сланцевой нефти тоже не будет способствовать росту цен на чёрное золото. В лучшем случае, ограничения ОПЕК удержат стоимость барреля на нынешнем уровне. Эта совокупность факторов позволяет валютным спекулянтам прекрасно себя чувствовать. Тем более экономическое положение в стране сейчас далеко от стабильности. Интервенция, как крайняя мера, на которую возлагает надежды Нацбанк, даст только краткосрочный результат. Следовательно, к осени валюта значительно подорожает, и лишь от усилий финансистов будет ясно, насколько именно.
Другими словами, сейчас существует только два сценария для укрепления тенге. Реалистический – в закромах министерства найдётся волшебная палочка, и фантастический – люди не поддадутся на провокации спекулянтов, сохраняя верность нацвалюте, а финансисты проведут ряд грамотных реформ по укреплению экономики.