В середине марта 2014 года официальная Москва признала итоги общекрымского референдума, поддержав одностороннее провозглашение независимости Республики Крым, и приняла её предложение о вхождении в состав РФ. Заклятые друзья России, США, ввели в действие первый пакет санкций политических и экономических против РФ, «уговорив» присоединиться к нему Евросоюз, Австралию, Новую Зеландию и Канаду.
В конечном итоге наш северный сосед и партнёр по Таможенному союзу решил высказать своё «фи». 7 августа этого года Россия ввела ответные санкции, касающиеся импорта продовольствия из ЕС, США и других «дружественных» стран.
НЕФТЯНАЯ КАКА
Всё бы ничего, да вот чёрное золото стало дешеветь на глазах. Если ещё в начале июня этого года баррель нефти марки Brent на лондонской бирже продавали в среднем по 111,71 доллара, то к концу ноября этот показатель упал до 70 долларов за баррель. К тому же ОПЕК (организация стран–экспортёров нефти) решила не снижать квоты на добычу нефти на фоне того, что в настоящее время предложение превышает спрос. США «разродились» своими планами добывать отечественную сланцевую нефть.
Надолго ли? Вопрос, конечно, интересный. Полгода назад Барак Обама обещал всю Западную Европу снабдить американским сланцевым газом вместо ненавистного и дорогого российского. И где?
Но факт остаётся фактом. После заявления ОПЕК и дальнейшего падения мировых цен на нефть российский рубль, несмотря на небольшое укрепление в последнюю декаду ноября, ушёл в крутое пике – Центробанк России, к тому же, отпустил свою валюту в свободное плавание.
УХ, ТЫ, ПОДЕШЕВЕЛО!
На фоне тенденции падающего курса рубля многие казахстанцы решили с выгодой использовать свои средства в соседнем государстве. Пока российские предприниматели и жители РФ не совсем поняли, что происходит с их валютой, наш народ начал просчитывать все оптимальные варианты.
Остап Бендер отдыхает – наши рулят! Ну, конечно, у кого деньги есть.
Ажиотаж с падением курса рубля коснулся и нашего региона. В течение двух недель за рублями в обменных пунктах города стояли очереди. Народ ждал дешёвых рублей. На образовавшейся разнице в валютном курсе маячила сумасшедшая экономия при покупке будь то недвижимости, авто или каких–либо иных дешёвых товаров.
Один из наших читателей рассказал, что, возвращаясь из Российской Федерации неделю назад в понедельник, насчитал 67 автомашин со стороны российской границы. В пятницу подобная ситуация была со стороны РК (Жайсанский/Сагарчинский пропускной пункт).
Наши же пограничники отметили, что ажиотажа транспортного потока на всех пунктах пропуска между РК и РФ в Актюбинской области не наблюдалось. Даже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
А российские «японцы» дешевле!
АВТОМОБИЛИ, АВТОМОБИЛИ…
Но всё–таки хочется отметить, что автомобилей с транзитными российским номерами на улицах нашего города стало за эти две недели значительно больше. Тем более на авторынке. Продавцы автомобилей на комментарии очень скупы. Я бы сказал, практически закрыты. Если хочешь купить авто – пожалуйста, поговорят, приболтают. А по душам что–то рассказать вряд ли согласятся.
Хотя можно прикинуться искушённым покупателем (если соображаешь в этом деле) и разговорить продавца. Не секрет, что многие на вторичном рынке автомобилей пригоняют авто по своим серым схемам, и официоз им явно не нужен.
Первый автомобиль, который бросился в глаза на авторынке, это «Nissan Qashqai». С виду в довольно неплохом состоянии, 2012 года выпуска. Транзитные номера 56–го российского региона, то есть Оренбургской области. Продавец уверяет, что авто из Уфы. На вопрос, почему уфимская машина имеет оренбургские номера, продавец пробурчал: «Вам автомобиль нужен, или знать, откуда она пригнана?». И тут же закрывает окно безо всякого желания общаться дальше. No comments!
А вот другой продавец был более разговорчив. Он предлагал «Toyota Corolla» 2014 года с пробегом около 2.000 км за 20.500 долларов, но обещал отдать авто за 19 тысяч зелёных. Коробка–автомат, все прибамбасы. Я, честно говоря, не особый знаток автомобилей, но наш редакционный водитель сразу оценил достоинства модели: «Классная тачка. Почти «с нуля». У нас такую же, но «пустую» (в базовом варианте. – В.Б.) в салоне можно взять не меньше, чем за 25.000 баксов».
Кстати, если взять цены на тот же самый бренд «Toyota Corolla», то новое авто с АКПП в актюбинском салоне стоит 4.831.100 или 26.400 у.е. по курсу 183 тенге за доллар.
Сегодня над актюбинским авторынком витает неясно откуда прилетевшая убеждённость, безапелляционно высказанная продавцом Сериком.
– В России с 25 декабря запретят продажу машин казахстанцам из автосалонов. А ещё через неделю даже на российские авто вторичного рынка не будут давать сертификат соответствия в Казахстане.
Что он хотел этим сказать? Я и сам не понял. Мы же в Таможенном союзе. Не иначе, безграмотность.
А КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ?
Действительно, есть ли какие–либо ограничения при покупке авто в России для ввоза в Казахстан. С этим вопросом мы обратились к российским таможенникам.
– Если вы, гражданин Казахстана, покупаете автомобиль на территории Российской Федерации, то здесь действует договор «О Таможенном союзе», – пояснили представители Оренбургской таможни. – Никаких ограничений здесь нет. То есть, перемещение товаров без уплаты пошлин и налогов. Вы просто купите в России автомобиль, а дальше оформите его в Казахстане. Какие могут быть проблемы? А вот наш НДС 18% вам вряд ли вернут. Покупателю авто в Казахстане выдадут ПТС (паспорт технического средства) и всё.
Кстати, 12% НДС РК придётся заплатить при постановке на учёт в Казахстане вашего автомобиля, если он был куплен за пределами государства. У наших налоговиков более или менее вразумительного ответа на этот вопрос так и не получил. Выходит, двойное налогообложение? И это в рамках Таможенного союза. Хотя ребята, перегоняющие в Актобе авто по низким ценам, явно в накладе не останутся.
ЛАФА ЗАКОНЧИЛАСЬ?
Две недели тому назад в Актобе был ажиотажный спрос на российские рубли. В обменных пунктах стояли очереди. Российскую валюту не успевали подвозить. Но пик этого бума, скорее всего, прошёл. Если в течение нескольких последних недель официальный курс тенге удерживался на уровне 180,87 тенге за доллар, то с прошлой среды он подорожал на 53 тиына. Если нас не ждёт очередная девальвация, то плавное удешевление национальной валюты имеет место быть. К этому есть все экономические предпосылки, включая падение мировых цен на нефть. Не хочется думать о плохом, конечно…
А подешевел ли российский автопром? Хотя бы запчасти на известные бренды северного соседа? Пройдя по Западно–Казахстанской ярмарке, корреспондент газеты «Эврика» сам себе ответил: «Ага, щас прям–таки!».
Вот вроде бы лежат запчасти всеми узнаваемых российских брендов «УАЗ», «ВАЗ», «КамАЗ». Стало дешевле? Не–е–ет!
– Во–первых, у нас запчасти, лежащие на прилавке, были куплены по старым ценам, – вздохнула продавец Надежда Григорьевна. – А во–вторых, когда рубль начал падать, казахстанцы кинулись на российские рынки автозапчастей. Россияне сразу подняли цену. Так что никакого удешевления мы не увидели. Да…Ничего мы не выиграли. Моя кума говорила, что хотела купить квартиру в Оренбурге. Месяц назад за неё просили 1.400.000 рублей, ещё и торг был уместен. А через некоторое время то же самое жильё стоило уже 1.800.000 рублей безо всякого торга. Кто успел, тот и съел!
МНЕ ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!
– Если говорить о первичном автомобильном рынке, то он, несомненно, пострадал. В Россию едут как за новыми, так и за подержанными авто, – пояснил специалист автоцентра «Кол–Авто» Рафаэль МАМБЕТОВ. – Но более всего это сказалось на кредитных авто. То есть, того сегмента, который доступен покупателю среднего класса. Также очень заметно снизились продажи и автомобилей премиум–класса. Люди, которые могут себе это позволить, в настоящее время покупают дорогие автомобили в России на фоне падения курса рубля. Даже с учётом дорожных расходов и уплаты 12% НДС. Для того, кто купил авто и выиграл на разнице 10–15%, – это хорошо для него. Но для нашей страны – это плохо. Человек просто взял и вывез деньги в другую страну, тем самым поддержав экономику иного государства. Но, с другой стороны, человек, который купил автомобиль в нашем салоне, может в любой момент предъявить свои претензии к нам. Это ведь техника. А если ты купил машину в Питере или в Самаре? Нужно будет ехать туда и предъявлять свои претензии. На вторичном рынке ситуация ничем не лучше. Есть, конечно, в этом плане свои плюсы и минусы. Я считаю, что вся ситуация, которая сложилась на рынке – это ненадолго. Мне просто за державу обидно!
Ажиотаж постепенно спадает. Уже не в первый раз такое происходит. Россияне поднимают цены практически на всё. Мы это уже проходили. Хватило последней февральской денежной революции, когда нам председатель Нацбанка РК господин Келимбетов обещал чуть ли не подъём отечественной экономики на фоне девальвации.
ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А ТАБАЧОК ВРОЗЬ
Конечно, интеграция в рамках Таможенного союза (а с 1 января 2015 года будет Евразийский экономический союз), несомненно, нужна. Вместе жить веселее. Да вот как–то не хочется решать чужие проблемы за свой счёт. Сам по себе союз подразумевает паритет всех его участников. Но у меня складывается такое ощущение, что это не совсем так.
Российская Федерация на фоне санкций США, ЕС и некоторых других стран приняла ответные меры против обозначенных господ. Но «попадаем» и мы! Это касается, в частности, санкционных товаров, которые поставляются к нам из Европы и США. Санкционные – это применительно к Российской Федерации, но не к нам. Казахстан – страна открытая и никакими санкциями не обременённая. Однако северный сосед неоднократно высказывал своё «фи» по поводу реэкспорта европейского продовольствия из нашего государства в РФ. Беларусь тоже попала под раздачу.
Как сообщило РИА–Новости, по решению Россельхознадзора с 24 ноября транзит растительной продукции через территорию РФ в третьи страны, в том числе в Казахстан, должен проходить только через пункты пропуска, расположенные на российском участке внешней границы Таможенного союза.
То есть, нас даже в рамках ТС уже причислили к третьим странам.
На этот шаг ведомство было вынуждено пойти из–за участившихся в последнее время нарушений, связанных с нелегальным перемещением на российский рынок овощей и фруктов из Европы. Несмотря на предпринятые меры, продолжаются попытки ввоза попавшей под ограничения продукции из Европы через Белоруссию.
Дальше – больше. С 1 по 2 декабря в ППУ (пункт предварительного уведомления) «Красная горка» инспекторами управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям запрещён транзит пяти партий польских и молдавских овощей и фруктов общим весом более 90 тонн, следовавших в Республику Казахстан.
НА ЧЬЁ УСМОТРЕНИЕ?
Контрабандисты всегда были, есть и будут, пока существует государственная граница. Но почему наш партнёр по Таможенному союзу вправе решать, какие товары, следующие в нашу страну, пропускать или разворачивать обратно отправителю? Честно говоря, это юридический нонсенс.
Россияне также заявили о том, что будут досматривать транзитные грузы, следующие в Казахстан из Европы и США через территорию РФ. Получается, будут задержки с доставкой груза в нашу страну?
– Официальных рекомендаций по проверке транзитных грузов, следующих в Казахстан, у нас нет, – заявили на оренбургской таможне. – Мы не можем подтвердить или опровергнуть данную информацию. Да, в пунктах пропуска на границах РФ товары проверяются, особенно те, которые подпадают под запретные санкции России. Но про задержку грузов, следующих в Казахстан, мы ничего сказать не можем. Документы на груз проверяются в обязательном порядке. Возможен и досмотр товара на соответствие документам. Но запретов на транзит даже санкционных товаров в Казахстан через территорию РФ нет. По крайней мере, мы не располагаем какими–то регламентирующими документами в этом плане. Досмотр может быть проведён в пунктах пропуска только в целях идентификации товара. Не факт, что он будет проводиться. Но это возможно. После этого груз будет обязательно опломбирован и продолжит путь к месту назначения.
А СУДЬИ КТО?
– Россия ввела обязательную проверку грузовиков с овощами и фруктами, даже если их раньше проверила белорусская сторона. В скором времени аналогичным образом планируется проверять и продукцию животного происхождения, – сказал журналистам представитель надзорного российского органа Алексей АЛЕКСЕЕНКО. – Мониторинг Россельхознадзора на днях выявил более 11 тысяч тонн овощей и фруктов из ЕС, которые шли из Белоруссии якобы для поставки в Казахстан, но «задержались» в России. Это 10% от общего объёма продукции, перемещаемой с территории Белоруссии.
Россельхознадзор также попросил Белоруссию приостановить транзит продовольствия в Казахстан и третьи страны через Россию до момента, пока не будут урегулированы вопросы контроля компетентными органами Белоруссии. В частности, предлагается отменить все разрешения на транзит через Россию и прекратить оформление и выдачу таких документов.
Прикольно, особенно перед новогодними праздниками!
Владимир БУРЬЯНОВ,