КТО ВИНОВАТ?
Наверное, только ленивый сейчас не говорит и не пишет о том, как наши граждане (в особенности, проживающие в приграничных районах) массово скупают на российском рынке всё, что возможно. Начиная от подгузников и продуктов питания, заканчивая дорогими автомобилями и недвижимостью. Рубль обесценивается ежедневно на фоне дешевеющей нефти и санкционного противостояния: Россия – ЕС, США сотоварищи.
Правда, в конце прошлой – начале этой недели российская валюта ощутимо замедлила падение. Американская «зелень» котируется в России в районе отметки 60 рублей за доллар.
Хотя не все связывают финансовый кризис с западными санкциями.
– Это отнюдь не заслуга президента США Барака Обамы. Не стоит привязывать санкции США к падению рубля в России, – выразил своё мнение по текущему валютному курсу в минувший понедельник первый заместитель председателя комитета в Государственной Думе РФ по экономической политике Михаил ЕМЕЛЬЯНОВ. – Антироссийские санкции сыграли в деле об обвале рубля самую последнюю роль. Рубль всё равно обвалился бы, но из–за изменения Федеральной резервной системы Америки своей политики в сторону укрепления доллара. В настоящий момент «посыпались» все валюты развивающихся стран, а не только российская. Падение стало сильным, так как рынок РФ для иностранной валюты всегда был предельно открытым.
А ВОТ В НАШИХ ПАЛЕСТИНАХ...
Ажиотажный спрос на валюту, особенно российскую, наблюдался во всех приграничных с РФ областях. Не стал исключением и наш Актобе. В ноябре, когда российская валюта стала заметно сдавать в цене, спрос на неё в областном центре неимоверно вырос. В обменниках стояли очереди желающих купить рубли по дешёвке. Были даже заминки с российской наличностью.
И хотя поначалу российский внутренний рынок не сразу отреагировал на обвал рубля, чем воспользовались казахстанцы, то сейчас ситуация сильно изменилась. Россияне поднимают цены, особенно на недвижимость. Сами понимаете, что спрос порождает предложение.
Вот жители Петропавловска успели скупить кое–какую недвижимость в соседнем Омске, которая подешевела, если переводить на наш тенге, почти в полтора раза. Российские риэлторы приводят такие цифры, что только в ноябре 9 из 10 проданных в Омске квартир купили казахстанцы.
Не будем ходить далеко, остановимся на нашем регионе. В последнее время такое ощущение, что мы живём не в Казахстане, а в российском городе, столько появилось автомобилей с государственными номерами РФ. Естественно, подавляющее большинство из них транзитные. Кто–то пригоняет авто для себя, ну, а кто–то – чтобы выгодно продать и заработать на российском кризисе.
Наш народ выгреб почти всё из автосалонов близлежащих Оренбурга, Самары, Саратова, Астрахани, Кургана, Челябинска, Уфы. Кто посмелее пошёл вглубь территории северного соседа, добравшись до средней полосы России, Москвы и Санкт–Петербурга. Хотя и там уже автомобильные дилеры исчерпали все свои товарные резервы.
По автомобильным номерам можно учить географию России.
ОЧЕРЕДЬ БЫВАЕТ РАЗНАЯ
Ещё в сентябре этого года в РЭО управления административной полиции ДВД Актюбинской области было зарегистрировано 437 транспортных средств, прибывших из стран Таможенного союза. Далее динамика такова: октябрь – 588, ноябрь – 737.
За первую половину декабря процедуру регистрации уже прошло около 700 авто из соседней России.
– И ещё 500, как минимум, на подходе, – поясняет заместитель начальника РЭО управления административной полиции ДВД Актюбинской области Омархан САНСЫЗБАЕВ. – Если до обвала рубля мы регистрировали 20–30 автомобилей в месяц, не включая те, которые реализуются официальными дилерами на территории Казахстана, то сейчас ситуация изменилась. Жители Актюбинской области едут в Российскую Федерацию и приобретают автомашины по низким ценам. Ежедневно у нас регистрируют порядка 80–90 автомобилей. 60–70% автомашин куплены в российских автосалонах,
По словам Омархана Адильхановича, предпочтение отдаётся японским, корейским авто и российскому автопрому. Кстати, многие автомобили известных мировых брендов собираются именно в России. Отсюда и довольно низкие цены.
– Ту же «Тойоту–Камри», которая у нас стоит около 36.000 долларов США, в России можно приобрести за 22.000–26.000 долларов, в зависимости от комплектации, – продолжает Сансызбаев. – Этот ажиотаж сильно сказался на работе РЭО, помещение которого не рассчитано на такой наплыв посетителей. Если в нормальном режиме мы работали 8 часов в день, то сейчас рабочий день длится более 12–и. С 8 утра и до 21.00–21.30. Нужно принять заявление, потом направить запрос по месту прежней регистрации транспортного средства согласно указанию МВД РК и сверить VIN–код. Нельзя допускать завоза авто с криминальным прошлым.
Я лично убедился, какие очереди стоят в РЭО. Но это уже последний этап. До того, как поставить своё авто на учёт, вас ещё ожидает процедура получения сертификата соответствия транспортного средства стандартам РК. Вот здесь помотать нервы и отстоять соответствующую очередь в соответствующих органах придётся порядком.
Но перед этим вам предстоит перегнать автомобиль через государственную границу. Там тоже не так всё просто, как хотелось бы. Нет, сама процедура не настолько уж и сложная, но ажиотаж…
РАЗ НА РАЗ НЕ ПРИХОДИТСЯ
В прошлую субботу, переборов желание выспаться и послать в выходной день работу куда подальше, я всё–таки совершил вояж к пограничному пропускному пункту «Жайсан». Погода как обычно – с мерзопакостным оттенком. В Актобе в 9 утра шёл снег, а на подъезде к посёлку Жайсан он уже превратился в ледяной дождь. Навстречу ехали немногочисленные фуры, легковые авто с российскими номерами (в том числе и транзитными). С надрывным урчанием в направлении областного центра протарахтел «ВАЗ 2107», на крыше которого было водружено нечто, похожее на мягкий уголок.
Честно говоря, мы ожидали увидеть в субботний день вереницу автомобилей длиной несколько километров в сторону России. Но не буду врать, этого не было. Хотя перед пропускным пунктом уже стояло 25 авто. Водители в очереди оказались разговорчивыми. Три десятка авто в субботнее утро – явление обычное для границы. А вот несколько дней назад…
– Я стою в очереди около получаса, – говорит дальнобойщик из Уральска Сергей. – За это время удалось продвинуться на 150 метров. А вот неделю назад было что–то. Сейчас путёвку посмотрю… Да, 9 декабря очередь была до самого поворота (3,5 км до пропускного пункта «Жайсан». – В.Б.). Очень долго стояли. Раз на раз не приходится. Бывает, и с той стороны стоишь, и с этой. А когда и за 10 минут проезжаешь. В конце ноября такое было, что несколько часов стоял на российской границе. Сейчас вроде бы устаканилось.
– Да, по–разному бывает, – вступает в разговор водитель фуры Роман. – На прошлой неделе «загорали» на российской границе несколько часов. Не так в рейсе устаёшь, как на пограничном контроле. В час по чайной ложке.
А вот в придорожном магазине продавщица на вопрос «Часто ли здесь случаются очереди?» осторожно поинтересовалась: «А вам это зачем?». Правда, потом, разоткровенничавшись, поведала, что 15 декабря (в канун праздника) была большая очередь машин с казахстанской стороны, которая доходила до посёлка Жайсан, а это больше 5 километров. Народ, который намеревался проехать на сопредельную с Казахстаном территорию ещё с вечера, попал на КПП ближе к трём часам ночи.
Собственно говоря, в редакцию не раз звонили актюбинцы, которые рассказывали о таких задержках как с той, так и с другой стороны границы.
ПРОСИЛИ БОЛЬШЕ НЕ ЗАНИМАТЬ!
Свершилось! Вы купили авто, пригнали в город и хотите поставить его на учёт в РЭО и налоговых органах. Да вот без сертификата соответствия стандартам РК этого сделать никак не получится.
В областном центре такой сертификат можно получить в АФ АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» или в специализированных пунктах осмотра Актобе.
В прошлую пятницу возле ПК «Сертис–М», который имеет аккредитованную лабораторию, собрались несколько десятков автовладельцев, желавших получить заветный документ. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
– Чтобы получить документ, нужно неделю в очереди простоять! – сокрушается Кайрат. – Записываемся с ночи. Сегодня только 45 человек пропустят по спискам. А в очереди почти 200 автовладельцев. Потом ещё ждать этот документ. Пройдите сбоку в здание и сами всё узнаете.
Официальный комментарий корреспонденту «Эврики» так никто и не дал, хотя в приватном разговоре стало известно, что потребительский кооператив «Сертис–М» действительно подтверждает соответствие пригнанных авто казахстанским стандартам. Но из–за огромного наплыва клиентов лаборатория просто не справляется с таким объёмом работы. Поэтому запись на получение сертификата (а следовательно, и проведение соответствующих исследований) производится только до обеда.
В понедельник в телефонном разговоре сотрудница данного кооператива пояснила, что заявку на сертификацию автомобиля можно подать только до 25 декабря 2014 года.
А дальше что?
В РЭО яблоку упасть негде.
РЕЖИМ ОЖИДАНИЯ
А действительно, что дальше? Неужели все авто, которые прибыли в Актобе не позднее, как вчера, так и останутся в режиме неопределённого ожидания?
– Почему в ПК «Сертис–М» поставили условия, что заявки на выдачу сертификатов соответствия они принимают только до 25 декабря, сказать сложно, – говорит заведующий сектором серийно выпускаемой продукции АФ АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» Кайрат КАЙБАЛДИН. – Скорее всего, там не справляются с наплывом клиентов. Мы же эту работу пока не прекращаем. Казахстанцам надо знать, что ввозимые автомобили должны соответствовать стандартам «Евро–4» и «Евро–5». Допускается использование стандарта «Евро–3» только для дизельных грузовых транспортных средств грузоподъёмностью от 3,5 до 12 тонн. Заявка на сертификацию принимается, если автомобиль соответствует данным стандартам, а также году/стране выпуска. После этого транспортное средство направляется на испытание в аккредитованную лабораторию.
Как пояснили в НаЦЭкс, каждый орган подтверждения соответствия выдаёт сертификат только при проведении соответствующего испытания.
А что автовладельцев ждёт с нового года?
– По техрегламенту Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», одобрение «типа транспортного средства» автомобилей, приобретённых в специализированных автосалонах, признаётся на всём пространстве ЕАЭС, – продолжает Кайрат Кайбалдин. – Для других авто будет необходима сертификация.
Но пока конкретных документов, что произойдёт с 1 января, когда заработает ЕАЭС, нет.
А ДЕЛО-ТО РУБЛЁВОЕ
Ну и в довершение о российской валюте – рубле. Говорить о том, что мы не зависим от валюты нашего северного соседа, можно, но, думаю, пока не нужно. США вроде бы далеко, а доллар и здесь главенствует.
Вот в России произошло падение рубля. Ну и что? Ерунда–то какая. Проходили мы это и в 1998, 2008 и 2013 годах. Что было потом? Не мне вам рассказывать. Мы бы и рады уйти от влияния курса российской валюты на наш рынок, но весь вопрос в том, что Казахстан очень тесно интегрирован в экономическом плане с этой страной. Следовательно, любые макроэкономические нюансы, влияющие на российский рынок, прямо или косвенно затрагивают нашу страну.
Дешевеет российский рубль. Наш народ в массовом порядке хлынул в соседнюю страну скупать товары повседневного спроса и недвижимость. Невольно возникает ещё один вопрос: если нам так плохо стало от февральской девальвации, то откуда у населения такая большая денежная масса? Или у каждого в огороде нефтяная качалка пыхтит? Прямо, как в Техасе.
Прошлой зимой правительство заверило казахстанцев, что они просто счастливы будут от свершившегося финансового действа. Появятся свои производства, реанимируются замороженные предприятия, откроются перспективы для создания новых рабочих мест. Свалилась на нас девальвационная манна небесная? Судя по тому, на сколько миллиардов тенге за последние недели совершались валютные операции в обменниках по отношению к российскому рублю, наверное, свалилась.
Только вот вновь открывшихся предприятий я что–то не заметил за этот неполный год в нашем регионе. Почему нелегализованные миллионеры не хотят вкладывать капиталы в отечественную экономику, остаётся до сих пор риторическим вопросом.
Парадокс парадоксов! Февральская девальвация на 20% обесценила наш распрекрасный тенге. А деньги у народа не кончились.
ДА И В АМЕРИКЕ НЕ ВСЁ ТАК ГЛАДКО
Понятное дело, что спекулятивные моменты всегда дают повод кому–то поживиться. Это было, есть и будет. Да вот в самих США не все так позитивно смотрят на падение рубля и цен на чёрное золото.
По себестоимости добыча сланцевой нефти и газа, которой кичится Вашингтон, гораздо дороже, чем на традиционных месторождениях. А вот здесь, как хотите, можете меня поправить. По всем законам экономики при падении цен на те или иные ресурсы, чтобы получить дополнительную прибыль, необходимо увеличить их добычу. Как правило, большинство предприятий в той же Америке не инвестируются, а кредитуются по низким ставкам. А это большая разница. Представьте, что при упавшей вдвое цене на нефть и возросшим ставкам рефинансирования (а на это Федеральной резервной системе придётся идти, чтобы поддержать курс того же доллара), нефтедобывающим корпорациям США ничего не останется делать, как по заниженным ценам добывать углеводороды на пределе рентабельности и сбывать их по бросовым ценам. Далее возникнет вопрос реальной рентабельности. А так как её достичь можно будет лишь уменьшением различных расходов, в том числе и социальных, может последовать череда увольнений в таких регионах США, как Аляска, Вайоминг, Северная Дакота и Оклахома.
Как и для Казахстана, и для России главным показателем является рентабельность. Если её не будет, то программы добычи нефти могут быть просто свёрнуты – кто будет работать в убыток.
А вы говорите, рубль падает. Не всё так просто. В 2015 году аналитики обещают, что чёрное золото вернётся к отметке в 80 долларов за баррель. Если доллар ещё будет существовать. Так, фантазирую…