Прошедшая в Актобе 14–я казахстанско–российская выставка «Европа–Азия. Сотрудничество без границ» показала всю серьёзность намерений оренбургских пищевиков завоевать не только актюбинские рынки, но и выйти на весь западный регион.
ВЫБИРАЙ НА ВКУС
Те, кто думал, что с созданием Таможенного союза прекратятся различные торговые войны между Россией, Казахстаном и Беларусью, частично ошибались. Частично потому, что в первые месяцы работы организации всё было хорошо: объёмы взаимной торговли значительно выросли, да и бюрократических препон стало гораздо меньше. Взять только торговые отношения между Актюбинской и Оренбургской областями: товарооборот между регионами вырос почти в три раза, причём в большей степени выигрывали от этого российские бизнесмены.
Напряжение и недовольство среди отечественных предпринимателей начало возрастать с момента падения курса рубля: поток российских товаров хлынул через границу и заполонил прилавки актюбинских магазинов. Местным пищевикам оставалось только разводить руками и подсчитывать убытки: ни по цене, ни по качеству конкурировать со своими российскими коллегами они не могли.
– Несколько месяцев мы были в минусе. Сейчас ситуация нормализовалась. На самом деле паниковать не стоит, сейчас мы стали конкурентоспособнее по цене по сравнению с российскими коллегами. Думаю, что скоро вытесним их с актюбинского рынка, – заявлял месяц назад представитель группы компаний «Рокос» Вячеслав ШИКАНОВ.
Между тем оренбуржцы вовсе не собираются уходить с казахстанского рынка, более того: наши соседи планируют расширить ассортимент своих товаров.
– Это свободный рынок, здесь правила устанавливает покупатель: если вкусный продукт, так и будут его приобретать по той цене, которой он стоит. Не хочешь, так не покупай – сейчас выбор есть. Были кое–какие недопонимания между российскими и актюбинскими бизнесменами. Могу сказать так: если хочешь быть лучше, так добивайся, поднимай уровень производства, развивайся, соответствуй запросам потребителей, а не можешь – так не жалуйся и уступи дорогу тем, кто это может сделать. Это нужно давно уяснить, поэтому никаких взаимных обид быть не должно, – заявил первый вице–губернатор Оренбургской области Сергей БАЛЫКИН.
ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ?
Нынешняя казахстанско–российская выставка неприятно удивила малочисленным участием актюбинских пищевиков: если раньше посетители могли насладиться булочками, мясомолочными продуктами и овощами местного производства, то сейчас свой товар представили всего пара бизнесменов. Почему произошло такое, организаторы – «Торгово–промышленная палата» Актюбинской области – объяснить не смогли. Зато в кулуарах сами предприниматели разоткровенничались:
– А какой смысл участвовать: нового ничего представить не можем, денег на развитие нет. А то, что имеем, так об этом местные потребители знают и без того, – говорит бизнесмен, занимающийся производством молока.
К удивлению многих, не представили свою продукцию местные производители мясных и колбасных изделий, тем самым дав хороший повод задуматься о боязни конкуренции.
Российские колбасные изделия могут вытеснить местную продукцию.
НАМ КРИЗИС НЕ СТРАШЕН
Зато продукция орского и новотроицкого мясокомбинатов пошла на ура. Пробники колбасных изделий настолько привлекали внимание актюбинских посетителей, что прямо во время выставки пришлось завозить дополнительные килограммы.
– Выставка – это прекрасная возможность показать себя и свой товар. Специально для казахстанцев мы стали производить колбасы из конины, а также изделия «Мусульманские», – отметил менеджер новотроицкого мясокомбината Самат ЖАСАНОВ.
За четыре года присутствия на актюбинском рынке объёмы поставки из Новотроицка выросли в восемь раз – с трёх до 25 тонн в месяц. Впрочем, представители этого бизнеса готовы поставлять ещё больше.
– В планах есть увеличение поставок колбасных изделий до 100 тонн в месяц. И это несмотря на то, что конкуренция стала гораздо больше. Местных своих коллег мы не боимся, это не конкуренты, – уверен представитель компании.
Стоит отметить, что колбасы, ветчина и прочие копчёности от новотроицкого мясокомбината заметно дороже аналогичных продуктов актюбинского производства. Основная причина любви к российским колбасам кроется в их отменном качестве.
Не считает за конкурентов наших производителей колбаски и руководитель по экспорту компании «Желен» Александр КНЯЗЕВ:
– Это мои коллеги. За десять лет нашего присутствия на актюбинском рынке изменилось многое: мы не просто существенно нарастили объёмы экспорта, но ещё и успели изучить местный товар. Хочу похвалить актюбинских бизнесменов – они учатся у нас, перенимают передовые технологии. Это отрадно, ведь теперь мы будем стремиться улучшить качество, будем работать над новинками. Вряд ли нас когда–либо вытеснят из Казахстана, думаю, что работы хватит всем.
ЕШЬ МАКАРОНЫ И ХУДЕЙ
Макаронными изделиями актюбинского потребителя вряд ли удивишь: всяких рожков, лапши и спагетти на полках в магазинах – хоть отбавляй. Цена доступная, да и качество устраивает даже самых искушённых гурманов. Всё–таки наша пшеница твёрдых сортов считается одной из лучших в мире. Тем не менее, орская макаронная фабрика представила на выставке огромное количество своей продукции.
– Мы прекрасно понимаем, что сравнивать местную продукцию с орской – не совсем корректно. Не скрою, что актюбинские макароны пользуются спросом в близлежащих регионах РФ, но мы не боимся. Интерес к нашим мукомольным изделиям огромный, думаю, что до конца года заключим контракт на поставки макарон вашим предприятиям, – отметила представитель фабрики Жумагуль ИЛЬЯСОВА.
Одна из новинок, которой (как уверяет Жумагуль) нет на территории Казахстана, это специальные макароны для похудения. Чем больше ешь, тем интенсивнее худеешь. Причина этого – специальный состав изделий, который производители держат в секрете.
ОТ МЕСТНЫХ КОРОВУШЕК
Торговые баталии в высших эшелонах власти в рамках стран Таможенного союза коснулись и актюбинских производителей молочной продукции. Летом несколько бизнесменов даже жаловались на то, что их «давят» оренбургские коллеги.
– Конечно, боимся конкуренции. Молочная продукция из Оренбурга получается дешевле, даже с учётом транспортных расходов. У нас себестоимость высокая, в том числе и за счёт упаковки, которую мы привозим из Москвы. Однако пока справляемся своими силами. Закрывать производство не планируем. Тем более, что курс рубля сейчас стал более выгодным для нас, – комментирует главный технолог «Молочных историй» Аксерик УЙКАДАМОВА.
А вот кто не боится конкуренции, так это представители ТОО «Мартук сут». Основной упор на предприятии делают на натуральную продукцию.
– Никаких консервантов, красителей, стабилизаторов! А возить из Оренбурга аналогичную продукцию тамошние бизнесмены не будут: срок хранения натурального молока – до трёх дней. Что касается конкуренции… То нам всё равно. Мы не собираемся ориентироваться на кого–то, просто работаем на благо людей, – заявляет директор ТОО Алла ТЫЩЕНКО.
УТОЛИ ЖАЖДУ
Пожалуй, любопытнее было сравнить производителей газированных и минеральных напитков. Благо, ни с нашей, ни с оренбургской стороны не было высказано никаких возражений.
– Актюбинская вода хоть и отличается мягкостью, но она горчит. Думаю, такую газировку в нашем регионе пить не станут, – с уверенностью заявляет директор производственно–коммерческой фирмы «Архангеловская» Николай ДУБИНИН.
Дебютант казахстанско–российской выставки представил актюбинцам артезианскую воду из источника глубиной в 85 метров. Сейчас компания выпускает не только минералку, но ещё и лимонад, и квас. Что касается ценовой политики, то 1,5–литровая бутылочка «архангеловки» оценивается в 60 тенге, и это при том, что уже учтены транспортные расходы.
– Если будет интерес, то готовы ещё снизить стоимость продукции. В неделю мы готовы предложить жителям Актобе до сотни тонн воды и лимонада. Как мы сегодня увидели, спрос на неё будет. Вытеснять никого не собираемся, думаю, что можем работать и на совместных контрактах, – поясняет Николай.
В компании «Глобал мастер групп» уверены, что актюбинский потребитель не изменит своим вкусовым предпочтениям, будет и дальше выбирать минеральную воду и лимонад местного производителя.
– Не скажу, что российская продукция так уж и лучше. Да и по цене мы идём вровень. Если даже их товар и будет представлен в наших магазинах и на рынках – ничего страшного в этом нет. Это рынок, а значит, всё определит покупатель, – с улыбкой говорит руководитель отдела компании Наргиз НИЯЗОВА.
ТОРГУЕМ ВМЕСТЕ
По итогам казахстанско–российской выставки подписано немалое количество меморандумов, заключено не менее сотни совместных контрактов.
– Мы призываем не бояться конкуренции, а развивать бизнес, перенимать опыт, помогать друг другу в этой непростой экономической ситуации. Нашим предпринимателям давно нужно понять, что только совместно мы сможем предложить конечному покупателю качественные продукты по доступной цене, – заявили в торгово–промышленных палатах Актюбинской и Оренбургской областей.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото Юрий ТАРАСЕНКО