Когда честь дороже выгоды
…К 2015 году все пищевые цеха мартукского ТОО «Алгабас» пустуют: многомиллионное оборудование простаивает, стены зданий покрываются трещинами. Хотя пару лет назад работа здесь кипела: около 250 сельчан трудились в три смены. Сейчас вместе с техничкой, сторожем, бухгалтером и директором на работу выходит кот. За два года Васька, привыкший к халявным полуфабрикатам, вконец одичал. Впрочем, по хорошим временам тоскует не только он…
Некогда Мартук был на слуху: молоко из этого села много лет подряд признавалось лучшим в Казахстане. За качеством следили строго: ещё бы, ведь продукция мартукского молочного завода попадала на стол к первым руководителям страны, также его закупали в министерстве обороны СССР.
– Работа с крестьянскими хозяйствами была отлично налажена, надои были отменные, качество молока никогда не вызывало сомнений, – вспоминает бывший микробиолог предприятия Татьяна АРГАТЮК.
Татьяна Алексеевна работала на молочном заводе с 1977 года – сначала микробиологом, а потом и заведующей лабораторией. За год до перестройки производство масла достигло 180 тонн, а из излишков молока делали кисломолочные продукты. Кстати, именно «мартукское масло» нередко оказывалось в Москве и Ленинграде, а ехавшие транзитом прибалты до сих пор интересуются, есть ли в продаже «то масло».
Лихорадить предприятие начало с 1986 года, когда пошло сокращение персонала. Татьяна Алексеевна бросать родное предприятие и не собиралась и стала трудиться обычной рабочей в молочном цехе.
Последние два года квалифицированный микробиолог трудится техничкой в ТОО «Алгабас». До пенсии женщине осталось проработать всего полгода.
– Да если бы нас поддержали и снова цеха заработали, я бы первая пошла в лепщицы! Я ведь была самая трудолюбивая – в смену могла налепить до 21 кг полуфабрикатов…
Старожилы помнят, что в конце 1990-х не работал ни один из дюжины молокозаводов нашей области. Предприятия становились банкротами, а молочная продукция была в дефиците. Вплоть до 1999 года мартукский молокозавод выпускал масло и сухое молоко.
– У нас целое поколение сельчан выросло на этом заводе. Все работники старались делать качественную продукцию. Мы гордились тем, что работали на таком крупном предприятии, гордились и своей продукцией, которая была лучшей в стране. Обидно было, когда всё это кануло в Лету, – рассказывает жительница Мартука Варвара СОКОЛОВА.
Чехарда со сменой владельцев и названий предприятия привела к тому, что несколько работников выкупили то, что некогда считалось гордостью райцентра. Возглавил предприятие директор мартукского маслозавода Самат САДУАНОВ.
Шёл 1999 год. В наследство от своих предшественников ТОО «Алгабас» получило полуразвалившиеся помещения да устаревшее оборудование. А начинало новое предприятие с линии по выпуску мороженого.
– Это родное предприятие для сотен мартучан, поэтому мы старались сохранить те традиции, которые существовали много лет, – рассказывает Самат Турсынович. – С большим трудом взял кредит на несколько тысяч долларов, обновил материальную базу. Своими силами создали инженерную инфраструктуру: протянули собственную линию по поставке электричества, приобрели паровую установку, закупили мощные холодильники.
В первые месяцы работы завода выпускалось всего лишь сто кило мороженого в день. Однако со временем продукцию «Сделано в Мартуке» распробовали, и спрос стал более ощутимым. А после выхода на актюбинские рынки объём выпуска мороженого в бумажных и вафельных стаканчиках достиг 1,5 тонны в сутки. Причём проблем со сбытом не было вообще – вкусный и натуральный продукт полюбился всем. Дошло до того, что мартукское мороженое продавалось на территории всего Западного Казахстана.
Мороженое неплохо покупали в летний период, а вот зимой предприятие значительно сокращало производство. ТОО «Алгабас» решило расширить производство и впервые в Актюбинской области начало выпускать в промышленном масштабе мясные полуфабрикаты.
– Здесь не было мясного производства, вот и подумали, что эту нишу можно занять. Начать мы решили с выпуска домашних пельменей и вареников, – вспоминает Самат Садуанов. – Тогда была повальная безработица, начали работу с шестью женщинами, люди сначала смеялись, только недолго. Мы смогли трудоустроить более 200 мартучан. Обучали их, передавали технологии. Со временем стали выпускать котлеты, тефтели, холодец и лагман. Хотели даже фасовать набор для приготовления бешбармака, но мечтам не суждено было сбыться.
Спрос на местные полуфабрикаты был огромным – производилось до 80 тонн ежемесячно. Пельмешки отличались натуральностью и отменным вкусом. Не забывали развивать и молочное производство: кефир, ряженка и обычное молоко также выходили под маркой ТОО «Алгабас».
Механизирование производства – веление времени. Мартукский предприниматель закупил алматинское и итальянское оборудование на несколько миллионов тенге. Цеха практически не закрывались на перерыв, работники трудились в три смены. Но и это был не предел: в «Алгабасе» решили заняться сыроделием, чего до этого в нашей области не было никогда.
– Производство твёрдых сыров требует длительного времени: нужно, чтобы продукт созрел, а это несколько месяцев. В нашем случае, когда нужны были деньги, это оказалось невыгодным. Вот и перешли на брынзу, – говорит Самат Турсынович.
Помимо производства собственной продукции и обеспечения новых рабочих мест, на селе решилась ещё одна проблема. С помощью «Алгабаса» местные фермеры объединились в кооперативы. Так решился вопрос по поводу централизованного сбора молока и мяса.
– Закупили холодильное и охладительное оборудование. И нам хорошо, и им. Мы, образно говоря, строим дом. Производитель – фундамент, переработчик – стена, торговля – крыша, нужно строить вместе. Мы пытались это наладить, некоторое время получалось.
Кризис в 2008 году сказался на деятельности ТОО «Алгабас». Несмотря на то, что цены на продукцию мартукского предприятия были вполне приемлемые, люди предпочли зарубежную мясомолочную продукцию отечественному производителю.
– Я был в Европе и США и видел, какая там пища. Там есть всё, кроме правильной еды. Но тогда люди это не понимали: для них лучше кушать дешёвые продукты с добавками, чем чуть дороже, но из натуральных составляющих. Мы пробовали снизить цены на полуфабрикаты, но стало ещё хуже – влезли в долги. Можно было бы использовать синтетические добавки, но для нас честь дороже выгоды. А для населения в то время качество особой роли не играло. В 2012 году мы приняли решение закрыть пищевое производство, – с грустью рассказывает генеральный директор предприятия.
Дабы остаться на плаву и не обанкротиться, в ТОО «Алгабасе» решили заниматься производством кислорода. Объёмы небольшие, но на содержание зданий пока хватает.
Последнее, что пытались выпускать в ТОО – чечил. Стоимость такого сыра выходит гораздо меньшей, чем аналогичного покупного продукта. За кило предприятие выручает тысячу тенге, тогда как цена чечила российского производства в магазине доходит до 2.000-3.000 тенге. Но развить это направление не получилось: не хватило оборотных средств.
– Сейчас народ осознал, что потребление дешёвых заменителей продуктов чревато последствиями для здоровья, и стал обращать внимание на качество. Вы посмотрите на те пельмени, которые продаются в магазинах: из-за низкой цены и качества они стали такими, что их никто не покупает, так как не верят содержимому. Мороженое, доступное за 30 тенге, стало стоить 120 тенге. Натуральные сырные продукты исчезли с прилавков. Тут бы время работать, но к этому времени подорожала электроэнергия. Требуется переход системы холодоснабжения на более экономичные современные агрегаты. Для его обновления нам необходимо, по минимальным подсчётам, 40 миллионов тенге.
– С прошлого года действует программа по поддержке обрабатывающей промышленности, обещают кредиты с процентной ставкой шесть процентов сроком на десять лет. Но проблема в том, что ни банки второго уровня, ни другие финансовые институты, призванные поддерживать сельхозтоваропроизводителей, не хотят нас кредитовать. Нас никто не поддерживает, – сетует генеральный директор ТОО «Алгабас» Самат Садуанов.
Guest
|
Где вы там увидели самые вкусные пельмени?!
|