Клонируем успех
Владельцев международных брендов, желающих сотрудничать с местными предпринимателями напрямую, мало. В основном, они работают через российские или турецкие компании, которые владеют так называемой мастер–франшизой (они заключают договор, по которому франчайзер передаёт права на пользование товарным знаком). В 90–е годы многие бизнес–идеи в Казахстане стали продвигаться именно так. Чаще по этой схеме открывались бутики модной одежды. Например, во второй половине 90–х появился первый магазин «Adidas».
Рынок растёт, появляются новые бренды, поле выбора становится шире, бизнесменов – больше. Теперь для работы по франшизе не обязательно выискивать именитые марки мировых производителей. Достаточно выбрать небольшую, но укрепившую своё положение российскую компанию. При этом основным ориентиром для начинающих предпринимателей становится ценовой сегмент. Так, компании с бюджетными товарами и услугами, укрепившиеся на рынке РФ, становятся настоящей находкой для франчайзи. При валютных скачках плюсы становятся ещё более очевидными. Желающий приобретает франшизу как право использования торговой марки в своих коммерческих целях, при этом сохраняя изначальную цену российских розничных поставок.
В настоящее время количество франчайзинг–предложений растёт с поражающей стремительностью. Российские франчайзеры на своём примере убеждают местных бизнесменов в эффективности данного бизнес–формата. То есть за счёт франшиз из России мы видим, как это работает.
О том, что сейчас – самое удобное время для открытия собственного дела, а именно покупки франшизы, говорит Пеларра ПУГАЧЁВА, молодой предприниматель, владелица франшизы на линию одежды российского дизайнера «Mira Sezar» в Актобе.
– Конечно, большинство амбициозных личностей мечтают заниматься собственным бизнесом. У меня уже есть основная стабильная работа, поэтому я решила воплотить в реальность свою давнюю мечту — открыть бутик одежды. Конечно, легче всего это сделать по франшизе. Свой выбор остановила на марке «Mira Sezar». Я связалась по телефону с директором компании, мы назначили встречу в Москве. Документационный процесс прошёл легко: с момента зарождения идеи об открытии бутика до его непосредственного функционирования ушло около двух недель. Этого времени хватило, чтобы заключить договор и закупить первую партию товара. С франшизой легко преуспеть, поскольку вы можете пройти обучение и получать постоянную поддержку. Однако, как и все инвестиции, её приобретение не является гарантом триумфа. Обязательным условием остаётся капиталовложение. Хоть франшиза считается одним из самых выгодных видов ведения бизнеса, не стоит забывать, что для всего нужен начальный капитал. Расходов немало: это и разрешение на использование товарного знака, и закупка оборудования, и ежемесячное пополнение коллекции. Ну и, конечно, чтобы вести свой бизнес, нужно огромное желание и любовь к своему делу.
Однако франшиза в Актобе может встретить и преграды. Арман АЛИЕВ, начинающий бизнесмен, решил открыть в Актобе сеть ресторанов быстрого питания. Пока он только выбирает компанию, чей успех может повториться в Актобе. Предложений множество, остаётся только окончательно определиться, но, несмотря на благоприятные экономические и политические условия, в Казахстане существует множество проблем, мешающих ещё более динамичному развитию франчайзинга.
– Среди трудностей я бы отметил высокую цену на недвижимость, что затрудняет окупаемость, отсутствие государственных льгот, всё ещё недостаточная информированность о франчайзинге. Хотя весь мир, в том числе наши ближайшие страны–соседи, уже давно практикуют франчайзинг, в Актобе существует неразвитость фондового рынка. Местное население не рассматривает этот ресурс как источник инвестирования. Вместе с тем, в стране накопилась огромная денежная масса, которая, в основном, вкладывается в недвижимость.
Для актюбинцев на данном этапе существует дополнительный бонус в виде падения рубля, и, как следствие, снижение расходов на первоначальном этапе. Какие последствия ведут за собой так благоприятно сложившиеся обстоятельства? Открытие новых франшиз в Актобе набирает обороты. Вместе с этим растёт количество молодых амбициозных бизнесменов, обладающих знаниями о перспективности направлений на рынке и возможностях максимальной защиты своего бизнеса от рисков.