Ищите свою нишу
4 декабря 2013 года. №49 | ||||||
Казахстанский пресс–клуб в шестой раз созвал медиа–деятелей на курултай. | ||||||
Медиа–курултай – своего рода цеховое собрание, где специалисты отрасли обсуждают, как они дошли до нынешней жизни и что их ждёт в будущем. С 2008 года, когда Казахстанский пресс–клуб придумал такое неформальное сборище (от тюркского понятия «курултай», «хурал» – всенародное собрание), ежегодно представители всевозможных СМИ, региональных и столичных, государственных и частных, собираются вместе и, не выходя за пределы разумной критики, рассуждают: куда идём и к чему придём.
СЛОЖНО ТОЛЬКО С ВИДУ
VI медиа–курултай назывался сложно – «Трансформация: контент, технологии, монетизация». К чести устроителей, не было ни одного скучного доклада: яркие презентации, диалоги с залом, интересные мнения и известные личности. Поэтому зрителям и участникам хотелось непрерывно происходящее цитировать, что они и делали по ходу конференции в Твиттере, Фейсбуке и прочих соцсетях.
Ольга КАПЛИНА, контент–директор медиа–курултая: «У нас в этом году было многое впервые. Мы перестали пользоваться понятием СМИ и стали говорить о медиа, а как заметил главный редактор печатной версии газеты «Московские новости» Александр Богомолов, «любой человек, у которого есть аудитория – медиа». Мы впервые говорили об интернет–проектах с точки зрения профессии».
Регина ЮРКИНА, медиа–эксперт, Россия: «Восемь часов в день люди тратят на электронные СМИ».
Наталья ФАЗЫЛЖАНОВА, КТК: «Тренд – мелодрама, всё, что вызывает эмоции, смотрят».
Багдат КОЖАХМЕТОВ, 31 канал: «Мы хотели бы, чтобы частные каналы получили доступ к производству сериалов, на которые государство выделяет миллиарды».
Ержан СУЛЕЙМЕНОВ, сайт Zona.kz: «Интернет сегодня – самая свободная и оперативная площадка в СМИ, поэтому здесь ощущается прирост аудитории».
Всё охватить невозможно, поэтому пройдёмся по главным направлениям: что там себе наметили на курултае медиа–специалисты и чем это «грозит» нашей аудитории.
КОНТЕНТ
Вопрос «О чём писать, куда податься?» для СМИ уже не актуален. Журналистика выживет потому, что кто–то должен искать, снимать и делать качественный контент. Другое дело – догнать бы аудиторию, которая стремительно осваивает новые технологии, уверенно пользуется гаджетами и смотрит «умные» телевизоры. А что люди там читают, смотрят и используют? На первом плане развлечения: игры, фильмы, обмен фото, лайками и комментариями. Рядом новости – что где взлетело, обрушилось, убили, украли. Параллельно – гигантские деньги, которые государство даёт на пропаганду. Подсчитать их трудно, но Правовой медиа–центр постарался и представил свои красноречивые данные:
Диана ОКРЕМОВА, правовой медиа–центр: «Мы увидели, что из почти двух миллиардов тенге около половины ушло на газеты «Егемен Казахстан», «КазГУ». Мы также проанализировали названия лотов, и выяснилось, что основная масса идёт на пропагандистско–рекламные цели, то есть создание позитивного образа органов. Очень интересная формулировка была в 2012 году: «Повышение социального оптимизма казахстанцев». Вопрос возникает, как измеряется этот самый социальный оптимизм? Ещё был очень интересный лот, который назывался «Информационное освещение мероприятий, посвящённых празднованию 67–летия Победы в Великой Отечественной войне, освещение актуальных вопросов по информированию населения в области современной атомной энергетики». Каким образом в лоте увязываются два этих главных направления?».
Выживанием в таких взаимоисключающих направлениях и занимаются региональные СМИ. С одной стороны, есть реальные деньги госзаказа, на которые могут существовать редакции, с другой – потребители, которые хотят много и дёшево, не привыкли платить за подписку на сайты и за скачивание авторского продукта. Когда все пойдут навстречу друг другу – вопрос будущего.
ТЕХНОЛОГИИ
11 миллионов казахстанцев имеют доступ к интернету. Это означает, что практически вся страна имеет возможность выбирать, что смотреть, читать и предпочитать. В интернет ринулись не только СМИ, на первых позициях – торговля, услуги, платежи, справочники. Реклама в интернете прирастает самыми мощными темпами – 50% прироста в 2013 году. И хотя доля её на рынке СМИ всего 4%, перспективы обнадёживают тех, кто занимается сайтами и мобильными приложениями. Впрочем, как призналась генеральный директор «TNS Гэллап Медиа Азия» Татьяна СТАРЦЕВА, отследить и измерить аудиторию по демографическим показателям в интернете трудно, потому что зарегистрированы одни лица (например, отец семейства), а пользуются другие (жена, дети и пр.) Отсюда такое специфическое понятие (от англ. cookies), обозначающее профиль пользователя на веб–сервере. В этом году считать «куки» начали и в Казахстане, так что рекламодателям дадут возможность оценить эффективность своих вложений.
Расширение интернета должно только радовать медиа–сообщество. Больше носителей информации – больше потребителей. Человеку теперь не надо бежать домой, чтобы посмотреть любимую передачу, можно в любое время найти её на сайте. Не надо торопиться в киоск за газетой – главные новости можно почитать на компьютере или в смартфоне. Так что аудитория интересных качественных программ расширяется. Однако потребитель при таких условиях находится в лениво–выигрышном положении. А вот СМИ – перед лицом больших расходов, перед поиском инвесторов и специалистов.
Новые технологии породили новое понятие – «мультимедийная журналистика». Об этом лучше всех знает Оксана СИЛАНТЬЕВА, первый в России магистр мультимедиа–журналистики и создатель собственного мультимедиа–проекта Silamedia. Слушать Оксану – одно удовольствие, которое тоже нужно отнести в заслугу организаторам медиа–курултая. Человек, на собственном опыте знающий, как трудно из обычной редакции сделать мультимедийную, она с юмором рассказывает о том, что главное – научиться командной работе, а не навешать на отдельного журналиста всякого видео– фотооборудования и заставить его сразу снимать, писать и рассказывать в прямом эфире о каждом событии.
МОНЕТИЗАЦИЯ
Могут ли современные технологии принести медиа–компаниям больше денег? Не уйдут ли деньги СМИ в другие отрасли – интернет–услуг, развлечений, и т.п.? Вопрос далеко не праздный для отечественных СМИ, испытывающих в посткризисные годы серьёзные финансовые трудности. Вопрос «как продавать» упирается в вопрос «что продавать», и мы опять приходим к теме контента.
На примере одного из алтайских порталов Оксана Силантьева предложила опыт полезного, интересного и востребованного сайта, который посещают тысячи людей, не только в Барнауле, но и в России. Аудитория – «люди образованные, в меру обеспеченные и неравнодушные». На сайте проводились десятки акций, конкурсов и рекламных компаний. Впрочем, о том, что зарабатывать теперь придётся только на сайтах, никто не говорит. По–прежнему в лидерах – телевидение, его смотрят в Казахстане 65% населения. Как и в России, наши телекомпании стали делиться по нишевому принципу: одни практикуют новости, другие – «мыльные» сериалы и жизнь звёзд, третьи – семейные темы. Но и тут близко разочарование, о котором подробно рассказала Регина Юркина, гендиректор компании «Медиа Бренд» (Россия): «Узкий бренд растёт, развивается… и размывается». Поэтому на НТВ появляются мелодрамы, а на «России» – детективы. Скучно сидеть в тесных рамках одного жанра. В общем, чтобы найти средства на выживание и развитие, придётся изобретать много нового и привлекательного – и для читателей, и для рекламодателей. А это и есть движение, в котором – жизнь.
Марина ВАСИЛЬЕВА,
evrika@evrika.kz Актобе – Алматы
В статье использованы материалы презентаций,
представленные на сайте mediakuryltai.kz.
|