Ещё недавно отечественный автопром переживал непростой период: продажи «железных коней», сделанных в Казахстане, упали на 20–30 процентов. Руку помощи отечественному автопрому протянуло государство в лице банка развития Казахстана (БРК).
Ровно месяц (с 20 апреля) прошёл с того момента, когда БРК выделил 15 миллиардов тенге за счёт средств Национального фонда. К слову, поначалу льготное кредитование шло ни шатко, ни валко, однако к концу мая программа «раскочегарилась».
ЭХ, ПРОКАЧУСЬ…
Льготным кредитованием довольны и в ассоциации казахстанского автобизнеса. Здесь считают, что в конечном итоге выиграют все участники программы.
– Это направление приносит огромную пользу сразу в нескольких аспектах. Фактически купить автомобиль казахстанского производства можно в кредит с эффективной процентной ставкой до 7,5 процента, учитывая все страховые платежи. Потребители крайне заинтересованы в таком выгодном кредитовании, – отметил президент ассоциации Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ.
Эффективность программы льготного кредитования доказывают и цифры: по сравнению с мартовскими показателями объём продаж отечественных авто в апреле вырос на 31 процент и составил 1.168 машин. При этом средняя цена легковушки составила 18.887 долларов (чуть больше 3,5 миллиона тенге).
– Рост продаж автомобилей – эффект реализации льготного автокредитования. Программа пользуется популярностью у потребителей. В связи с этим в мае также ожидается рост продаж в этом сегменте, – прокомментировал Андрей Лаврентьев.
Напомним, на сегодня в Казахстане действуют шесть крупных предприятий по производству легкового и грузового транспорта: АО «АгромашХолдинг», ТОО «СарыАркаАвтопром», АО «АЗИЯ АВТО», «КамАЗ–Инжиниринг», ТОО «Hyundai Auto Trans», ТОО «СемАЗ».
РЕВОЛЬВЕРНЫЙ ЭФФЕКТ
Итак, срок программы льготного кредитования определён в 20 лет. Первоначально планировалось, что процентная ставка будет не ниже 6 процентов годовых, однако затем решили, что кредит должен выдаваться под 4 процента. При этом эффективная ставка (включая затраты по страхованию и оформлению в залог автотранспорта) не должна превышать 7,5 процента годовых. Срок кредитования – не более 5 лет, валюта займа – тенге, стоимость одной единицы легкового автотранспорта – не более 5,6 миллиона тенге, обязательный первоначальный взнос – не более 20 процентов от стоимости приобретаемого авто.
– Сами кредиты являются «револьверными», когда вносимые платежи от погашения действующих кредитов вновь направляются на автокредитование. В будущем это позволит обновить автопарк страны и приобрести новые качественные автомобили казахстанского производства всем желающим. Кстати, о качестве. Оно соответствует всем стандартам представляемого бренда. Это очень строго отслеживается самими мировыми автопроизводителями, потому что на кону репутация самого бренда, – заявили в ассоциации казахстанского автобизнеса.
ШЕСТЕРО ИЗ ЛАРЦА
К 15 мая банк развития Казахстана согласовал 1.757 заявок на сумму около 5,7 миллиарда тенге. Отмечается, что сроки их согласования составляют от одного до трёх рабочих дней с даты поступления.
Лидерство «Евразийский» (которому выдали 3 миллиарда) захватил неслучайно: в этом финансовом учреждении начали принимать заявки на льготное автокредитование ещё с 16 апреля. Правда, к началу мая приём документов приостановили. В понедельник в «Евразийском банке» заявили, что пока документы принимают только на авто марки «Peugeot» (минимальная стоимость 2 миллиона 312 тысяч тенге). Сумма первоначального взноса в этом банке колеблется от 10 до 20 процентов. Комиссии за обслуживание займа в банке нет. При 10–процентном взносе сумма ежемесячных выплат составит 38.430 тенге.
Один из лидеров по льготному автокредитованию – «Сбербанк» (денежный лимит – 2 миллиарда тенге). Здесь также нет комиссии по обслуживанию займа, сумма первоначального взноса – от 10 до 20 процентов. Если вы берёте кредит на 2 миллиона тенге (10 процентов первоначального взноса), то за пять лет переплата составит 188.984 тенге.
АО «Банк ЦентрКредит» (лимит – 2 миллиарда тенге) документы на льготное автокредитование временно не принимает. Менеджеры ожидают возобновления приёма уже в ближайшее время:
– Пока мы можем поставить клиентов в очередь, записываем данные. Сумма первоначального взноса в нашем банке – от 15 до 20 процентов. Для оформления заявки нужно подтверждение официального дохода за полгода. Также наши менеджеры могут помочь с переоформлением техпаспорта и оформлением страховки КАСКО.
Приём документов в «Народном банке» (лимит – 4 миллиарда тенге) – пока приостановлен. Сумма первоначального взноса здесь от 10 до 20 процентов, комиссии за рассмотрение займа и его обслуживания нет.
АО «Forte Bank» пока в аутсайдерах, хотя условия для льготного автокредитования чуть лучше: сумма первоначального взноса от 5 до 20 процентов. При этом нет банковской комиссии.
А вот АО «АТФ Банк» (2 миллиарда лимита) «отличился»: здесь первоначальный взнос – не менее 20 процентов. При этом стаж работы должен составлять не менее года. Также предусмотрена комиссия банка за рассмотрение в размере 1,8 процента от суммы займа. К тому же, в этом финучреждении с вас возьмут 0,1 процент комиссии за обслуживание кредита. Тем не менее, эффективная ставка в 7,5 процента не превышена.
ВЫБИРАЙ НА ВКУС
Заёмщикам предложены 55 моделей авто таких брендов, как «Kia», «Chevrolet», «Skoda», «Hyundai», «SsangYong», «Peugeot» и других. В автоцентре «SsangYong» наплыв клиентов: здесь можно приобрести часть из предложенных легковушек по льготному кредитованию.
– Качество авто казахстанской сборки отменное, – без ложной скромности говорит менеджер по продажам автоцентра Алексей ДАШЕВСКИЙ. – К тому же, мы предлагаем сервисное обслуживание, а также полную консультацию при покупке авто. Сейчас «SsangYong», как и «Peugeot» в рекламе не нуждается, актюбинцы действительно выбирают лучший продукт.
Кстати, на днях в автоцентр поступили новейшие авто марки «Geely» – китайские машины уже зарекомендовали себя с хорошей стороны на казахстанских дорогах
Клубные и дисконтные карты предусмотрены и в автосалоне «Бипэк Авто». Здесь также подчёркивают достоинства авто «Made in KZ».
– Очень популярна среди актюбинцев марка «KIA». Легковушки хорошие, идеально подходят для Казахстана, – отметили в автосалоне.
КАЧЕСТВО В ЦЕНЕ
Наплыв российских авто, а также запуск льготного автокредитования отечественного автотранспорта, подстегнули автосалоны от ведущих европейских автобрендов снизить стоимость своей продукции.
– Да, цены в нашей компании значительно снизились, хотя на отсутствие клиентов не жалуемся. Людям всегда хочется ездить на приличном авто, при этом не переплачивая. Что и говорить, если авто у нас можно приобрести за 1,5 миллиона тенге. Мы понимаем, что конкурировать по льготам в 4 процента нам смысла нет, хотя и мы не сидим на месте. У нас действует программа автокредитования на 7 лет под 7 процентов годовых. Она сейчас пользуется огромным успехом, – рассказал менеджер по продажам «Кол Авто – Renault» Илья ДЮЛЬГЕР.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото Юрия ТАРАСЕНКО