УЖЕ ДОПОШЛИННО ИЗВЕСТНО
Новые ставки госпошлин за регистрацию механических автотранспортных средств начали действовать с 1 января 2016 года. Что касается утилизационного сбора, то соответствующее постановление правительства «Об утверждении правил реализации расширенных обязательств производителей (импортёров)» вступило в силу с 28 января этого года.
Действительно, такой шоковой терапии отечественные автовладельцы ещё не испытывали. Сумма госпошлины вместе с утилизационным сбором сопоставима с ценой на автомобиль.
Сразу оговорюсь, что уплата вышеуказанных сборов касается только первичной регистрации автомобиля в Казахстане. Если авто уже было зарегистрировано у нас в стране, то владельца данного автомобиля сия учесть не постигнет.
А КТО ПОПАЛ?
– Оплата за первичную регистрацию механических автотранспортных средств зависит от года выпуска автомобиля, – говорит руководитель управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по Актюбинской области Гульмира АРЫСПАЕВА. – Минимальная ставка – 0,25 МРП – применяется для транспортных средств до 1 года выпуска (включая год выпуска). То есть, в настоящее время это новые автомобили 2016 года выпуска. Для легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания от 1 года до 3 лет – 50 МРП и старше 3 лет – 500 МРП. Для грузового автотранспорта и автобусов применяются другие ставки. Указанные госпошлины оплачиваются согласно новому налоговому кодексу только при первичной регистрации автомобилей с 1 января 2016 года. Это сделано для защиты отечественного производителя и экологии. Ведь чем старше автомобиль, тем больший вред он наносит окружающей среде. Обойти этот закон будет невозможно. Автомобиль в любом случае надо будет регистрировать в уполномоченных органах. А утилизационный сбор к налоговым платежам не относится.
УТИЛИ–ТИЛИ МЕСТО
С 28 января вступило в силу постановление правительства «Об утверждении правил реализации расширенных обязательств производителей (импортёров)». Говоря простым человеческим языком – введение утилизационного сбора.
На первом этапе новые правила распространяются пока на автотранспортные средства. На очереди: шины, электрические аккумуляторы (включая сепараторы для них), моторные масла, тормозные жидкости, антифризы.
Особый интерес вызывает утилизационный сбор на авто. Его оплачивают импортёры транспортных средств, автопроизводители, работающие внутри страны, и граждане, купившие автомобили за границей. Базовый размер утильсбора составляет 50 МРП, помноженный на коэффициент, зависящий от транспортного средства (смотрите таблицу). Платёж вносят единожды (по заводскому номеру VIN–код), при первичной постановке в РК автомобиля на учёт. Следует отметить, что утильсбор для самых распространённых легковушек с объёмом двигателя от одного до двух литров составит почти 750.000 тенге.
Это не касается автомобилей, а вкупе с ними и указанных выше товаров, завезённых на территорию нашей страны или произведённых внутри Казахстана до даты вступления в силу утверждённых правил. То есть, до 28 января.
СТАРЬЁ БЕРЁМ?
Раз уж мы любим с высоких трибун заявлять об использовании опыта других стран, то давайте возьмём соседнюю Россию. Там утилизационный сбор введён с 1 сентября 2012 года. Однако его ставки гораздо ниже. Подобный сбор для легкового автотранспорта, ввозимого физическими лицами, составляет всего 2.000–3.000 рублей в зависимости от года выпуска. Для грузовых авто варьируется – от 124.500 до 1.770.000 рублей в зависимости от тоннажа и года выпуска. Кстати, градация там идёт от 0 до 3–х лет и старше 3–х лет. В странах Евросоюза утильсбор на новое легковое авто взимается в пределах 100 евро (примерно 40.000 тенге на сегодняшний день). Причём этот сбор нужно уплатить либо при покупке нового автомобиля, либо при сдаче его на свалку.
До сих пор даже в России не отработан механизм утилизации подержанных авто. А у нас? Куда пойдут эти деньги? С госпошлиной за регистрацию всё понятно – это налоговые сборы. А утильсбор? Уже определён оператор, которому и будут перечисляться утилизационный сбор. Не мудрствуя лукаво, компанию так и назвали – ТОО «Оператор РОП».
Задачи перед компанией стоят глобальные: создание системы утилизации транспортных средств и переработки ТБО. По замыслу разработчиков проекта, часть автокомпонентов будет перерабатываться на существующих заводах в Астане, Талдыкоргане, Павлодаре, Карагандинской и Кызылординской областях.
ПОХОРОНЕННЫЙ ЗАЖИВО
Вот только непонятно, как всё это будет реализовываться. Проект проектом, а деньги–то уже реальные (и довольно немалые), придётся платить. Возникает вопрос: это программа утилизации или просто лоббирование интересов отечественного автопрома, которого по существу нет? Отвёрточная сборка – не есть производство в полном понимании этого слова.
Если, приобретая машину, я плачу за утилизацию, то где сама услуга, механизмы оказания которой ещё не отработаны? Мне нравятся фразы типа, предполагается, что … И пошло – поехало. Где пункты сбора автохлама? Их нет! Зато есть немалые ставки утильсбора, сопоставимые с ценой автомобиля. Автобусы у нас не производятся, микроавтобусы мы тоже импортируем. Европейский и японский автопром станет дорогим удовольствием.
Борьба за экологию? Смешно. Сколько инвесторов приходит на рынок переработки ТБО – и тут же спешно ретируются. Впереди EXPO–2017. А вот это серьёзно. Бюджет на мели, а в грязь лицом перед мировым сообществом никак нельзя ударить.
Покупая новую или свежепригнанную машину, автовладелец практически уже оплачивает её похороны. Вот только состоятся ли они с помощью оператора? Заработает ли бюро ритуальных утильуслуг, как это афишируется? Кто приедет завтра и заберёт автотруп (за это ведь уже будет заплачено)? Или придётся его самому везти к месту сбора? И вообще, куда?
– Цены растут, тенге обесценивается. Что ещё придумать, чтобы пополнить бюджет? Вот ввели новые налоги и сборы, – говорит в интервью «Эврике» лидер экологического союза «Табигат» Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ. – Это очередная хитрость, и чья–то аффилированная компания на этом будет делать бешеные деньги. Вот и всё. Оздоровлению экологической обстановки в стране это никак не поможет – деньги туда просто не дойдут. И такие вещи почему–то проходят! Никто и ничего не контролирует.
Утильсбор коснётся и моторных масел.
ПОПАДАЛОВО
В актюбинских автосалонах затишье. Как говорят продавцы и менеджеры – они попали. Автомобилей этого года производства в продаже ещё нет. Как правило, они появляются не раньше марта. Салоны затоварены авто 2015, а то и 2014 года.
Пока толком никто ничего не смог объяснить – ценовую политику решают в головных офисах дистрибьюторских компаний. А там находятся в режиме ожидания.
– Сомневаюсь, что все автомобили будут утилизироваться, значительная часть на сегодняшний день попадает на так называемые авторазборы и становится донорами запасных частей для других автомобилей – утверждает старший менеджер автосалона «Кол–Авто–Рено» Рафаэль МАМБЕТОВ. – Идея сама по себе хорошая. Но непонятен механизм утилизации в Казахстане. Информации очень мало. Что касается госпошлины за регистрацию, то, конечно, необходимо сказать, что людям это не нравится. Если ещё за новые автомобили с этого года придётся утилизационный сбор платить – это вызовет серьёзные возмущения со стороны клиентов.
В автосалоне «Уз Дэу Актобе» тоже царит тишина и спокойствие. Тем более, что с 26 января здесь подняли цены на авто на 800.000 тенге. К чему бы? По идее, утильсбор на машины 2014–2015 года, которые реализуются в салоне, не распространяется – они уже растаможены. Значит, кто–то где–то что–то неправильно понял. Но «Дэу Матиз» почти за 2 миллиона плюс ещё 106 тысяч за регистрацию – это уже слишком.
Вторичный авторынок пойдёт вверх
На авторынке в районе мал базара народ тусуется на выходных. В основном продавцы, конечно. С российскими транзитными номерами автомобилей не видать. Это в прошлом году вся российская география на номерах авто была представлена. В этом году всё с точностью до наоборот.
– Да никто сейчас ни из России, ни из Европы машины не гонит. А смысл? Платить от 100 тысяч до миллиона за регистрацию да ещё почти миллион утилизационного сбора? Никому это не надо, – рассуждает Александр. – Конечно, вторичный рынок не исчезнет. Через полгода–год всё наладится. А здесь сейчас все машины стоят, которые успели ввезти и растаможить до нового года, а также первичную регистрацию пройти. Кто после новогодних праздников машины пригнал, обратно в Россию их возвращать поехал. Хотя вряд ли их там примут. Свою машину продать успею. Пусть себе стоит. Я же деньги вложил, почему должен себе в убыток работать? А машины, конечно, подорожают и на вторичном рынке. Ждём, когда всё устаканится. Люди пока к новым ценам привыкнут. К тому же у народа из–за кризиса денег нет. Но до лета потихоньку всё раскупят на рынке, а там видно будет. Хотя, кто имеет возможность купить себе хорошую машину в той же Германии, он её купит.
Кстати, продавцы масел, авторезины и аккумуляторов пока на себе такой прелести, как утилизационный сбор, не прочувствовали.
– Мы больше зависим от курса доллара, – рассказывает владелец бутика в ТД «Авто Сити» Нурбол. – С нового года и масло, и антифриз подорожали. Конечно, если ещё и утилизационный сбор будут взимать, то это несомненно отразится на конечной цене. Сейчас много контрафактного масла на рынке, которое по дешёвке реализуется под знаменитыми брендами. Будет, значит, его ещё больше.
В ТОО «Карета» пояснили, что пока вся продукция реализуется по старым ценам. Если будет введён утилизационный сбор, то поднимется цена и на авторезину, и на аккумуляторы.
Касательно аккумуляторов. Утильсбор установлен в размере 147 тенге за килограмм. Самый маленький, который весит примерно 16–20 килограммов, стоит около 7.000 тенге. Теперь в скором времени сюда можно будет смело добавить ещё половину стоимости.
Владимир БУРЬЯНОВ,
Фото автора