Франчайзинг на пальцах
Для начала попытаемся доступно объяснить, что такое «франчайзинг», людям, далёким от экономики. Представим, что некая Баба Маша печёт замечательные пирожки и продаёт их на базаре. Клиентов у неё так много, что просто физически она не успевает накормить всех желающих, тем более о выпечке наслышаны даже в других городах. Тут Бабе Маше приходит идея продать секрет своих пирожков как можно большему количеству достойных людей, и в этот момент она становится франчайзером. Предположим, что за рецепт Баба Маша просит 100.000 тенге. Это называется первоначальным взносом.
Но при этом Баба Маша ставит условие: ни состав, ни форма пирожков не должны меняться, а за право их печь нужно отчислять ей ежегодно 15% от продаж. Эти проценты называются «роялти».
Из них 10% торговка забирает себе, а остальные 5% отдаёт за раскрутку бренда «Пирожки Бабушки Маши».
Также она даёт покупателю подробную смету: где и почём лучше брать муку и картошку. Это называется инвест–стратегией.
Заодно предупреждает, в каком месте торговать невыгодно, потому что клиент там небогат. Это уже зовётся маркетинговым исследованием.
Бешеные куры за бешеные деньги
Ещё не успел открыться в нашем городе ресторан сети быстрого питания «KFC», специализирующийся на блюдах из куриного мяса, как актюбинцы стали сомневаться, что эта точка общепита станет приносить доходы хозяевам. Во–первых, «KFC» славится очень высокими ценами. Большими даже по уровню крупных мегаполисов. Ведь самое дешёвое блюдо будет стоить тут около 600 тенге, а полноценный обед вытянет тысяч на 5. А во–вторых, практика показала, что актюбинцы предпочитают лакомиться шашлыком, а не гамбургерами. По крайней мере открытие ресторана быстрого питания на Сазде не вызвало бешеного ажиотажа. Тем более о вреде западного фаст–фуда сейчас не говорил только ленивый. Но в управлении предпринимательства Актюбинской области уверены, что «KFC» – это не авантюра.
– Крупные корпорации пристально изучают рынок перед тем, как открыть там своё представительство, – считает руководитель областного управления предпринимательства Анар ДАРЖАНОВА. – Если франшиза такого уровня продала право на открытие ресторана в Актобе, то это говорит о том, что актюбинцы – платёжеспособны. Значит, регулярно посещать такой ресторан они могут себе позволить.
Бизнесмен без понтов – беспонтовый бизнесмен
Как пояснили в управлении предпринимательства, франшизами больше заинтересованы молодые актюбинские бизнесмены. Вот только некоторые из них думают не о продвижении товара или услуги, а о статусе, который даёт им причастность к известному бренду, даже если торговая точка будет заведомо убыточна.
– У франчайзеров уже есть готовая идея, грамотно составленный бизнес–план и стратегия, разработанная профессионалами. Поэтому мы выдаём кредиты тем, кто хочет этим заняться, – говорит и.о. директора регионального филиала фонда «Даму» Айнагуль БАЙДАУЛЕТОВА. – Так как франшизой больше интересуется молодёжь, ей будет удобно воспользоваться программой кредитования «Жас Старт». Она предназначена для предпринимателей не старше 29 лет. Получить можно до 20 млн. тенге на 5 лет при ставке всего 8.3%. И ещё добавлю, что деньги в фонде есть. Лишь бы бизнес–идея была рентабельной.
Мёртвый сезон
Действительно, франчайзеры предлагают и совсем недорогие варианты со стоимостью, не превышающей 1,5 млн. тенге. В основном это точки общепита.
Но на скромных предложениях сказывается и сезонность франшизы. К примеру, весной к киоскам с гонконгскими вафлями выстраивалась очередь, а сейчас, к холодам, ажиотаж стих. Также снизился интерес и к сети «Кофе с собой». Актюбинцы, раз попробовав настоящий латте и капучино, удовлетворили своё любопытство и теперь утоляют жажду быстрорастворимой бурдой из пакетика 3 в 1–ом. Сказывается и консервативность наших потребителей. Популярным в соседней России торговым автоматам горожане предпочитают общение с живым продавцом. Всё по–старинке.
С суконным рылом да во франшизный ряд
Тем не менее, крупные франшизы тут прижились. Например, магазин брендовой одежды «Zara» и салоны красоты не только держатся на плаву, но и приносят своим владельцам неплохой доход. Проблема лишь в том, что бизнесмену средней руки такое не по карману. Тот же «KFC» требует только инвестиций на 700.000 долларов, не считая 47.000 долларов первоначального взноса и 15% роялти. Даже при удачном раскладе в пресловутые 20 млн. тенге начинающий поклонник франшизы не уложится.
К тому же, франчайзинговые агентства, то есть те фирмы, которые занимаются поиском оптимальных предложений и маркетинговыми исследованиями, находятся только в Алматы или Астане. Региональный филиал фонда «Даму» и областное управление предпринимательства могут помочь соискателям, только дав нужные адреса.
Так что иностранные инвесторы, которые судят о экономике области по количеству открытых франшиз, в Актобе будут немного разочарованы.
Владислав КОЖУХАРЬ,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА