Дегустация для патриотов
Место под солнцем
Первые попытки продвигать казахстанские продукты, расположив их на полках с маркировкой «Сделано в KZ», вызвали ироничные ухмылки среди актюбинцев. Дескать, любовь к родине – это хорошо, но зачем мне покупать невкусную и дорогую колбасу только потому, что она сделана в родных краях? Следовательно, подобные акции горожане посчитали пустой формальностью, но, тем не менее, стенды дали положительный результат.
– Мы, как предприниматели, очень довольны такой акцией. С прошлого года спрос на нашу продукцию вырос вдвое, – поделилась директор актюбинского филиала кондитерской фабрики «Баян-Сулу» Наталья САТЕНОВА. – Сейчас трудно точно сказать, какие факторы на это повлияли, но одно известно наверняка: стенды «Сделано в KZ» в гипермаркетах стоят на самых заметных местах. Для сравнения: аренда торца на стеллаже обойдётся примерно в 40.000 тенге за месяц. Фирменные стенды посреди зала стоят вообще фантастические суммы. Их могут себе позволить только крупные корпорации, вроде «Нестле», «Кока-Кола», «Проктер энд Гембл». Сейчас же выгодные места мы занимаем без лишних расходов.
Антикварные шоколадки
Любопытная ситуация сложилась с казахстанским плиточным шоколадом. Иностранные фабрики для наших кондитеров – не конкуренты. А вот между собой производители сладостей борются за внимание покупателя. Во-первых, мало кто из зарубежных фирм делает шоколадки из натуральных ингредиентов. Заменители какао-масла использовать в разы дешевле. А во-вторых, неплохую службу сыграло старое, ещё советское оборудование. В той же Германии подобные станки можно увидеть лишь в музее. Если верить интернету, несколько частных кондитерских в Европе делают шоколадки для гурманов на таком же антиквариате, по старым рецептам. При этом плитка продаётся раз в 10 дороже обычной, как марочные вина.
Что её пробовать?
Конфета как конфета
У нас же деликатесный шоколад стоит даже дешевле распиаренного суррогата. Задирать цену смысла не имеет. Большая часть покупателей перейдёт на суррогаты. Сэкономить получилось на собственной переработке сырья. Масло, полученное непосредственно на фабрике из какао-бобов, оказывается, дешевле покупного готового. К тому же, наш шоколад не может похвастать навязчивой рекламой, как, например, продукция «Нестле». Это тоже позволяет оставлять цену на сладости не в ущерб качеству. Кстати, из присутствующих в гипермаркете компаний только кондитеры обошлись без дегустаций собственного товара. Видимо, покупатели им и так верят.
Но у казахстанского шоколада, как и у нашего чая, который славится за пределами страны, есть большой минус, а именно – зависимость от импортного сырья. Ведь в наших степях нет ни чайных плантаций, ни шоколадных деревьев. Быть полностью независимым от импорта пока могут лишь производители мясо-молочной продукции. Так, одна из казахстанских молочных компаний сейчас может похвастать тем, что её продукт полностью отечественный. Разве что несколько лет назад компания закупила американское оборудование. Теперь же всё, включая упаковку и этикетки, производится в Казахстане. Главной задачей стало продвижение продукции среди покупателей, но тут играет роль привычка. Актюбинцы не склонны экспериментировать с новыми торговыми марками. По крайней мере, из любопытства новый продукт вряд ли купят. Тут уж дегустация и позволяет потребителю решить, нужен ли в его холодильнике новый йогурт, когда и старый был неплох.
Здравствуй, юность в сапогах
В этих же целях актюбинский консервный завод угощал покупателей тушёнкой. Этот продукт слишком рискованный, чтобы отдавать почти 600 тенге за баночку в 250 г, где прячется то ли кот в мешке, то ли Тузик в банке. Актюбинцы уже были разочарованы и соевыми консервами, и месивом из отходов мясокомбината в жестяной банке. А между тем, продукт этот нужен, особенно в дачно-пикниковый сезон. Немудрено, что у стенда с тушёнкой выстроилась большая очередь.
– Я попробовал кашу с мясом, – рассказал покупатель Даурен. – Последний раз консервы такого качества ел при СССР, ещё в армии. Тот самый вкус. Однозначно, качество отличное!
Домохозяйка Татьяна тоже осталась довольна качеством и решила покупать актюбинскую тушёнку регулярно. Но пока её волнует стоимость продукта.
– Пока консервы стоят нормально, – считает Татьяна, – но всё равно, их не получится покупать так часто, как хотелось бы. Если они ещё хоть немного подорожают, то выгоднее будет покупать мясо. Или придётся брать консервы похуже.
Всем хорош,но быстро портится
И вообще, самая жёсткая конкуренция сейчас отмечается именно среди мясных изделий. Рынок колбас в Актобе переполнен как местными, так и импортными товарами. Тут уж даже цена или качество играют вторичную роль. Хитом дегустаций в этот раз стала мусульманская колбаса. Та, что гарантирует отсутствие в составе свинины и её производных. Кроме соответствия религиозным нормам, деликатес должен ещё отличаться отменным вкусом. Сочетание этих качеств делает новинку желанным товаром, и даже высокая цена покупателей не отпугивает.
– Казахстанские мясные деликатесы – это именно тот продукт, который интересен для зарубежных потребителей, – считает эксперт палаты предпринимателей Владимир СУХОРУЧЕНКО. – А если говорить о казахстанских продуктах в целом, то одно из главных отличий – это отсутствие химических консервантов. Для реализации такой факт – не лучшее качество. Срок хранения подобных продуктов ниже, чем аналогичных с добавками.
Неудивительно, если магазины предпочтут более долгосрочный товар. Для экспорта это тоже минус. При госзакупках или тендерах крупных предприятий предпочтение отдаётся более дешёвым продуктам. Следовательно, наши товары загнаны в жёсткие ценовые рамки и ограничены сроком реализации.
Приходят бренды и уходят, а кушать хочется всегда
Призывы быть патриотичным и брать казахстанское у нас пока не работают.
– Я согласен быть патриотом, покупая местную продукцию, – утверждает покупатель Александр. – Но при этом я – за качественный патриотизм. Вот сейчас я попробовал нашу «Краковскую». Отличный вкус! А страна-производитель тут уже дело второстепенное.
Акция продвижения наших товаров через дегустацию в гипермаркетах проходит по инициативе актюбинской палаты предпринимателей. Изучить увеличение спроса на продукцию после подобных акций нет возможности, поэтому весь расчёт на интуицию маркетологов и промоутеров из казахстанских компаний. Дегустация поможет решить ещё один нюанс стабилизации продвижения продукции. Ни для кого не секрет, что когда товар только появляется на полках магазинов, производители не экономят ни на чём, чтобы качество продуктов-новинок было отменным. Позже, когда доверие покупателей уже завоёвано, производители снижают вкусовую планку. В палате предпринимателей пообещали, что дегустации будут проводиться регулярно, скорее всего, каждую неделю. Это позволит не разочароваться в любимом казахстанском бренде.