1. «Рассмотрев разные варианты и обсудив данный вопрос с участниками рынка, мы остановились на том, что когда у нас нестабильность курса валют на мировых рынках, котировки постоянно скачут. Мы должны иметь такое ценообразование на нефтепродукты, которое носило бы гибкий характер, – сказал на брифинге в пятницу первый вице–премьер Бакытжан САГИНТАЕВ. – Поэтому правительством было принято решение о том, что в целях исключения дефицита необходимо отказаться от государственного регулирования цен на бензин марки АИ 92–93. По бензину марки АИ 80 и дизельному топливу цены сохраняются, у нас избыток».
2. «Сейчас цена за баррель нефти – 50 долларов, курс – 240 тенге за доллар, литр бензина стоит 108 тенге – это 40 центов за литр. Понятно, что завезти такой бензин невозможно. Понятно, что он поднимется в цене. Но до какой цены он поднимется – не знает никто. Может быть, будет 140, может – 150, может 142–143 тенге за литр. Конечно, может быть некий всплеск, но потом мы ожидаем, что, когда вся эта ситуация выровняется, правительство, конечно, не допустит злоупотреблений на этом рынке» – сказал министр энергетики Владимир ШКОЛЬНИК.
3. Первое, что приходит на ум, после догадки, что правительство опять нас «довело», – мы добываем нефть и продаём её за рубеж; нефть длительное время падает в цене, а бензин – растёт.
Но есть и другой парадокс: Казахстан – нефтедобывающее государство, но 60% горюче–смазочных материалов мы получаем из российской нефти или непосредственно из России.
В Казахстане – 3 нефтеперерабатывающих завода: в Атырау, Павлодаре и Шымкенте. Два последних перерабатывают исключительно российскую нефть, получаемую из восточной Сибири. Потому что она более лёгкая, и технологии заводов, построенных ещё в советское время, изначально были предназначены только под неё.
Казахстанская нефть тяжелее российской. В ней больше серы, парафина, минеральных веществ. Поэтому из неё получается пока больше мазута, чем бензина и керосина.
4. Все три основных нефтеперерабатывающих завода суммарно ежегодно производят порядка 1,9 миллиона тонн бензина АИ 92 и 4 миллиона тонн дизельного топлива. А автопарк республики ежегодно потребляет 2,8 миллиона тонн бензина АИ 92 и 4,6 миллиона тонн дизельного топлива.
5. 30% бензина марки АИ 92 Казахстан сегодня завозит из России. К концу августа картина выглядела так. На российских АЗС литр АИ 92 стоил в среднем 33 рубля (около 120 тенге). С учётом его транспортировки в Казахстан и накрутки местной нефтяной мафии, угадайте, сколько он будет стоить для казахстанского потребителя?
6. Прибавьте к этому, что более половины объёма бензина АИ 92, вырабатываемого в Казахстане, производит Павлодарский нефтехимический завод. А с 10 сентября он останавливает свою работу и закрывается на плановый ремонт. С 20 сентября по 16 октября на ремонт встаёт и Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Вот и думайте сами.
7. Что со строительством четвёртого нефтеперерабатывающего завода, о котором так много говорится и так мало делается? Как сообщал министр энергетики Владимир Школьник, действительно предлагается строительство ещё одного НПЗ, по мощности в два раза превышающего любой из существующих. Со слов Школьника, выходит, что строительство начнётся не скоро.
«Сейчас над этим поручением работает специальная группа, прорабатываются технические требования, и мы начинаем разрабатывать технико–экономическое обоснование этого завода. С 2017–го по 2022–й годы производства нефтепродуктов на модернизированных трёх НПЗ будет хватать, чтобы удовлетворить внутренние потребности», – сказал он.
Вот так. Пятничное поднятие цен аргументировали дороговизной российского бензина, который приходится покупать, чтобы насытить рынок, который и без России, оказывается, заполнен казахстанским бензином.
Нужны ли нам бананы и машины?
В повседневной жизни актюбинцы готовы отказаться от фастфуда, алкоголя, автомобилей, интернета и даже кредитов.
В минувший понедельник Нурсултан НАЗАРБАЕВ во время встречи с отечественными сельскохозяйственными производителями предложил казахстанцам потуже затянуть пояса и отказаться от иностранных продуктов и товаров:
– К примеру, западная одежда – можно прожить и без этого. Правда? Без фуа–гра, бананов, вредных вообще для нас. Без самых лучших, огромных «Land Cruiser» тоже можно прожить. Без всего этого можно прожить. Всё необходимое для жизни у нас есть…
Это предложение главы государство мигом облетело все средства массовой информации и социальные сети. Кому–то идея не понравилась, другие стали строить собственные предположения и дополнять список своими вариантами.
Мы решили узнать, от чего могут отказаться рядовые актюбинцы, а без чего они просто не могут жить.
| |
Амангельды:
– Это правильное предложение, потому что сейчас люди разные. Есть богатые, есть бедные. Пусть богатые помогают бедным немножко – это будет лучше. А машины и бананы – зачем они нам? Без них жили в Советском Союзе, и будем жить ещё дальше.
|
|
| |
Дана:
– Имелось в виду, что нужно отказаться от иностранного производства? Нет, конечно, фрукты нам нужны, и бананы тоже. Я бы сказала, что можно отказаться от чипсов, попкорна, других вредных продуктов. Люди страдают ожирением, это очень вредно для здоровья.
|
|
| |
Аяру:
– Наверное, можно отказаться от каких–то продуктов. Не от мяса, конечно: казахстанцы без мяса никак. Вот без колбасы – да, прожить можно. Без сладостей. От фастфуда можно было бы отказаться, чтобы правильно питаться начали, но мы студенты. А без фастфуда, быстрого питания, и студент не студент.
|
|
| |
Канат:
– От чего ещё можно отказаться? Не знаю даже. У нас, в принципе, дорогих машин и нет. Мне кажется, нельзя отказаться от мобильного телефона, потому что люди в настоящее время очень с ним связаны. Без телефона уже скучно даже. Все постоянно в интернете и в телефоне. А вот спиртные напитки, алкоголь, сигареты надо запрещать. Тогда не станут распространяться вредные привычки.
|
|
| |
Азамат:
– Я бы смог в повседневной жизнь отказаться от интернета. Родился в советское время, знаю, что можно хорошо прожить и без него, поэтому откажусь без проблем.
|
|
| |
Бектемир:
– Если мне финансовое положение позволяет, то почему бы мне не ездить на дорогой машине? Почему я не должен питаться казы, другими дорогими блюдами? А если я получаю так, что и на таблетки не хватает, то ни о какой машине и речи не пойдёт. Ситуации бывают разные.
|
|
| |
Колпанат:
– Вроде бы лёгкий вопрос, но стоит подумать. Мне кажется, надо от чего–то отказываться. От лишних расходов, например: походов в пивные, забегаловки по вечерам. От интернета я отказаться не смогу, у меня с ним жизнь связана. Можно даже отказаться от машины, потому что выхлопные газы портят атмосферу. Но, в то же время, и без автомобиля сейчас никуда. И от кредита можно отказаться! Если сделают так, чтобы сняли с меня все кредиты, я бы запросто от них отказалась.
|
Виктор ГЕРБЕР,
Ксения ВИШЕНИНА;