Честно говоря, лично мне трудно понять, из чего составляется банковская комиссия, которая взимается при проведении платежей и оформлении кредита. Формально финансовые учреждения, не раскрывая сути формирования своей маржи, покрывают составляющие обобщающей фразой – операционные расходы. А вот что там у них сидит в этих операционных расходах, на эту тему они не любят говорить. Для нас же, простых клиентов и потребителей банковских услуг, все эти комиссии неоправданно высокие. Ясное дело, что операционные расходы не могут иметь такую высокую величину.
ТАКОГО НИГДЕ НЕТ.
Чем можно объяснить такие тарифы? Наверное, стремлением финансовых учреждений к максимальной прибыли. Когда вы проводите любые банковские платежи, к примеру, оплачиваете коммунальные услуги или налоги, сумма на вашей платёжке незначительна, а за её проведение через кассу банка приходится платить около 400 или 500 тенге. Наверное, ни в одной стране мира такого нет!
Прожиточный минимум в Казахстане составляет 1,5 доллара США в сутки. А провести какой–то банковский платёж порой стоит 2,5 евро, или 3 доллара. Возникает вопрос: почему такая высокая цена у этих платежей, если операционный расход на проведение одного платежа стоит всего пару десятков тенге?
Можно согласиться с тем, что банки должны иметь возможность покрывать свои операционные расходы и иметь определённую прибыль. Но она должна быть разумной. В условиях, когда в стране много безработных, а большая часть населения живёт от зарплаты до зарплаты, такая банковская политика, конечно, ни в какие ворота не лезет.
ЗАНЯТЬСЯ НЕКОМУ.
Банки, которые имеют доступ к обслуживанию населения, зачастую взимают высокую стоимость за оказание своих услуг. У нас не каждое финансовое учреждение может расположить свою кассу, допустим, в отделениях дорожной полиции или в налоговом управлении, то есть там, где много народа. Это может сделать банк, у которого существуют определенные административные возможности. И когда финансовое учреждение этого добивается, поменять что–то практически невозможно.
Рассчитывать на то, что финансовое учреждение из каких–то гуманных побуждений пойдёт навстречу, допустим, пенсионерам или инвалидам, просто смешно. Такие решения должны приниматься на законодательном уровне – Национальным банком или комитетом финансового надзора, то есть государственными уполномоченными органами, которые призваны отслеживать данную ситуацию. Кроме указанных гоорганов, ещё есть немало структур, подчинённых президенту и правительству, которые могли бы решить этот вопрос. Например, установить предельные суммы, за которые бы проводились определенные банковские услуги. К сожалению, пока этими вопросами у нас никто фактически не занимается.
ПУЗЫРЬ СКОРО ЛОПНЕТ.
Отдельный разговор – потребительские кредиты и процентные ставки по ним. У нас сегодня уровень потребительского кредитования сильно превосходит все разумные рамки, потому что люди очень увлеклись получением денег взаймы по упрощённому способу. Кредитный пузырь надувается, но этот процесс не может быть беспредельным. Скорее всего, в ближайшее время наступит отрезвление, когда окажется, что граждане повально будут не в состоянии их погашать.
ПЛАТИМ ДВАЖДЫ.
Пока мы, обыватели, в разговорах между собой и на кухнях возмущались по поводу несоизмеримых по сравнению с тарифами на коммунальные услуги комиссионных сборов банков за данные виды платежей, агентство РК по защите конкуренции (АЗК) заявило, что тоже озаботилось этим вопросом. Оказывается (до них только дошло!), казахстанцы дважды платят банкам за приём коммунальных платежей. Как отметили в ведомстве, в настоящее время в тарифы на электроэнергию, воду, газ и прочие блага цивилизации, без которых уже невозможно представить жизнь современного человека, включены расходы коммунальщиков на банковские услуги по приёму платежей.
Получается, что они покрываются за наш счёт, но с каждого потребителя ещё взимается плата за обработку каждой квитанции (от 30 до 100 тенге). Вроде бы сущая мелочь, но…
По моему мнению, в агентстве совершенно правильно считают, что включение в тариф любой коммунальной услуги затрат на банковское обслуживание по приёму платежей является необоснованным, поскольку существуют альтернативные способы оплаты. Например, через кассы коммунальщиков–монополистов, терминалы и интернет–банкинг. В этом случае мы, сами того не осознавая, оплачиваем услуги банков, которыми даже не воспользовались.
ПРЕДЛОЖИЛИ. УСПОКОИЛИСЬ.
АЗК предложило уполномоченному органу – агентству РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) – исключить из затратной части формируемых тарифов расходы на услуги банков в части приёма коммунальных платежей от потребителей. АРЕМ провело работу по внесению необходимых поправок в нормативно–правовые акты ведомства, по итогам которой собирались устранить двойное взимание. Это, в свою очередь, как полагают в агентстве, должно отразиться на снижении тарифов на комуслуги, а у потребителей появится возможность выбора того банка для оплаты, который установит наименьшую комиссию.
То, что казахстанцы платят банкам двойную комиссию за приём коммунальных платежей, далеко не новость. Нас уже не удивляют совершенно кабальные проценты за кредиты и то, что нам приходится находиться в постоянном поиске банкомата «своего» банка. Как правило, держатель карты одного банка, получая наличные деньги из банкомата другого банка, оставляет от 0,5 до 1,5%, а то и больше от снимаемой со счёта суммы. Получается, держатель платит комиссию «своему» банку и банку – собственнику банкомата.
Весь 2012 год на новостных лентах казахстанских СМИ появлялись сообщения о возможных банковских альянсах с тем, чтобы клиенты могли брать наличные без комиссии из банкоматов банков–партнёров. Однако нужно признать, что до сих пор полной интеграции банкоматовских сетей, которая бы позволила снимать наличные в любом банкомате любого банка на всей территории Казахстана без уплаты процентов, так и не произошло.
Если вернуться к двойной комиссии за коммунальные платежи, то со дня заявления агентства по защите конкуренции прошло уже больше года, но ничего не изменилось. Тарифы на комуслуги не снизились ни на тиын, а оплату за оформление квитанций по–прежнему взимают. Монополисты и банкиры молчат, а молчание, как известно, золото. Пока там в агентствах внесут поправки в нормативно–правовые акты, глядишь, их счета пополнятся ещё не на один миллион тенге в масштабах всей страны. Кому–то будет с чем бежать за кордон, как у нас водится, чтобы жить там безбедно. А стерпит ли всё народ?..