Вынуждая клиентов оплачивать комиссию за обслуживание кредита, банки сознательно нарушают закон.
Каждый казахстанец, который берёт кредит в банке, подвергается такому завуалированному грабежу. Если посмотреть договор займа, подписываемый с банком, то там можно увидеть строку, что с клиента каждый месяц банк взимает комиссию за обслуживание ссудного счёта.
– Ссудный счёт – это банковский счёт, который банк открывает на имя заёмщика. На этот счёт клиенту и перечисляются деньги. Потом на этот счёт клиент банка вносит платежи по кредиту, – объясняет ситуацию судья городского суда Актобе Айна АБДРАЕВА (на фото).
– В среднем это составляет ни много ни мало от двух с половиной до 4 тысяч тенге в месяц. Эти деньги банкиры получают незаконно. И вот почему… Статья 6 закона РК «О платежах и переводах денег» гласит, что банковский счёт – это способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приёму денег и (или) банковскому обслуживанию клиента. Банковские счета подразделяются на текущие и сберегательные счета физических и юридических лиц, а также корреспондентские счета банков. Из этого следует, что обслуживание кредита является обязанностью банка второго уровня не перед заёмщиком, а перед Национальным банком. Ссудные счета – способ бухгалтерского учёта денежных средств, а они ни в коей мере не относятся к расчётным операциям! Значит, брать комиссию за обслуживание ссудного счёта банк не имеет права.
БАНКИ ЗНАЮТ, НО МОЛЧАТ
– Может, не все банки об этом знают?
– Это прекрасно знают все комбанки, поверьте. Как и то, что Нацбанк ещё в 2012 году по этому поводу разослал всем коммерческим банкам специальное письмо. В этом письме от 9 февраля за № 667/206/740 чётко сказано, что действия банка по взиманию с заёмщиков комиссии за ведение ссудного счёта расцениваются как незаконные и подлежащие немедленному прекращению. Законодательство Казахстана никогда не предусматривало и не предусматривает сейчас взимание банком комиссии за обслуживание кредита. То есть возложение на заёмщика обязанности по уплате комиссии за обслуживание кредита противоречит действующему законодательству и ущемляет права клиента банка как потребителя. Следовательно, и условия кредитных договоров и дополнительные соглашения к ним, где заёмщика обязывают каждый месяц платить банку за обслуживание кредита, недействительны.
ПОДПИШИ ДОГОВОР И ИДИ В СУД
– Где–нибудь ещё говорится о том, что действия банков, которые вынуждают клиента каждый месяц платить, по сути, ни за что – незаконны?
– Об этом также сказано и в «Правилах предоставления банковских услуг и рассмотрения банками обращений клиентов, возникающих в процессе предоставления банковских услуг». Эти правила утверждены постановлением правления агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 февраля 2011 года №19. И про существование этих правил тоже хорошо знают наши банки. Но это не мешает им до сих пор незаконно запускать руку в карман клиентов, получая деньги за ведение ссудного счёта. Они сделали хитрый ход, просто переименовав этот счёт, называя это комиссией за обслуживание счёта. Название другое, но суть та же.
– И что теперь делать клиенту? Если он откажется подписать этот договор, то ему просто откажут в кредите.
– Тут всё просто. Можно заключить с банком договор, а потом прийти в суд и попросить признать пункт договора о взимании платы за ведение счёта недействительным. Закон в этом случае будет на стороне клиента банка.
«УМНЫЙ, ЧТО ЛИ?»
Вооружившись калькулятором, я прикинул, что каждый месяц в среднем наши банки присваивают около полутора миллиардов тенге. И это по грубым подсчётам. А после этого с траурными лицами просят у правительства и президента деньги на поддержку, чтобы не пойти по миру из–за кризиса.
Как говорится, чтоб все так жили, как они прибедняются!
После этого интервью я прошёлся по всем актюбинским банкам.
Представляясь клиентом, я смотрел договоры и в каждом из них увидел пункт, обязывающий меня каждый месяц платить деньги банку за ведение моего счёта.
На мои замечания о том, что этот пункт незаконен, менеджеры мне отвечали очень просто: не нравится – мы вас не задерживаем.
А ещё один удивлённый менеджер поинтересовался: если я такой умный, то зачем мне вообще кредит?