На минувшей неделе в нашей области побывала информационно–пропагандистская группа из Астаны по разъяснению послания президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА «Нурлы жол», в которую вошли депутаты парламента, руководители министерств и ведомств. Корреспонденты «Эврики» составили компанию председателю комитета государственных доходов министерства финансов Даулету ЕРГОЖИНУ, депутатам мажилиса парламента Избаку УМУРЗАКОВУ и Глебу ЩЕГЕЛЬСКОМУ в их поездках в Кандыагаш и Хромтау. Столичные гости (хотя двух последних трудно назвать гостями на родной земле) посетили силикатный завод «SBS group» ТОО «Актобемунаймашкомплект» и кандыагашскую котельную, а также встретились с хромтаускими предпринимателями и провели приём граждан по личным вопросам в обоих райцентрах.
Общий тон разговору с трудовыми коллективами задал Избак Умурзаков, сообщивший, что новая экономическая программа «Нурлы жол» рассчитана на 5 лет и в её рамках предусматривается выделение 1 триллиона тенге из нацфонда для поддержки малого и среднего бизнеса.
– Этот документ принят в опережающем режиме как ответ тем вызовам, что ждут нас впереди, – сказал депутат Умурзаков.
ДОРОЖНАЯ КАРТА.
Многострадальная дорога из Актобе на Алгу, Кандыагаш и далее, прозванная из–за частых аварий, в которых гибнут люди, «дорогой смерти», наконец–то будет отремонтирована, если не воссоздана заново. Она является частью коридора Астана–Астрахань и вошла в транспортный проект НЭП «Нурлы жол». Помнится, актюбинские автодорожники не раз жаловались любому начальнику из столицы на её аховое состояние. Как–то шеф актюбинских автодорожников Баглан БАЙМАГАМБЕТОВ на новом мосту возле Хлебодаровки пытался убедить председателя комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжану КАРАГУСОВУ выделить деньги на ремонт дороги хотя бы до Эмбы. «Гульжана Джанпеисовна! Да мы эту дорогу вашим именем назовём!» – то ли в шутку, то ли всерьёз взмолился Баймагамбетов. Когда эту дорогу сделают, Баймагамбетову придётся сдержать слово и назвать трассу именем человека. Правда, не именем Карагусовой.
Президент страны дал распоряжение в первую очередь заняться злополучной дорогой и привести её в достойное состояние. Кроме этого, реконструируют и трассу из Актобе в Орск, которая сегодня не намного лучше кандыагашской. И уже в следующем году начнётся строительство 30–километровой дороги Хромтау–Бадамша с выходом на Орскую трассу.
– 37 процентов дорог в Казахстане находятся в неудовлетворительном состоянии, – констатировал Избак Умурзаков. – Мы их будем постепенно ремонтировать. Вокруг этих дорог нужно создавать инфраструктуру – строить заправочные станции, гостиницы. Будет построена и сеть железнодорожных магистралей с выходом на Китай, Туркмению и Иран.
– Дорожные проекты дадут стране около 200.000 рабочих мест. Это говорит о дальновидности нашего президента, – уверен депутат Глеб Щегельский.
БИЗНЕС, ВСТАВАЙ!
Президент ставит задачу, чтобы половина трудоспособного населения страны работала в сфере малого и среднего бизнеса.
– Надо развивать переработку, лёгкую промышленность. Ведь доходит до того, что мы даже карандаш выпустить не можем! Для бизнеса – непаханое поле, – негодовал Избак Умурзаков.
Вспомнили депутаты и о субсидировании государством кредитной ставки для предпринимателей. Когда предприниматель берёт кредит под 14% годовых, то до 10% из них ему возмещает государство. Если в областном центре очередь за такими кредитами, то в Хромтау – тишь да благодать. Как и с запуском завода по производству санфаянса, единственного в Казахстане. Проект был признан одним из «якорных» по программе развития моногородов, куда Хромтау угодил единственным из нашей области. Но проект был благополучно провален.
Данный факт не мог пройти незамеченным на встрече парламентариев с хромтаускими предпринимателями. Оба народных избранника в высший представительный орган страны недоумевали от такой безалаберности земляков.
– Вот смотрите, – напротив Жилянки строится «Нур Актобе» – практический новый город с населением 300.000 человек. А строительство – это потребность в хромтауском кирпиче, в хромтауской плитке, – наставлял хромтаучан на путь истинный Глеб Щегельский. – Сегодня популярно такое экономическое поветрие, как аутсорсинг. Это когда сервис, обслуживание на конкурсной основе отдаются сторонним организациям. Не захотите вы – придут другие, и они не станут вас ждать. Пока вы раскачиваетесь – всё проспите.
– Сейчас рассматривается проект по строительству 5–го цеха завода ферросплавов, – сообщил вроде как по секрету новость хромтаучанам Избак Умурзаков. – Практически, это новый завод. Так вот, пока не решено, где его ставить: в Аксу, Актобе или Хромтау. Так вы зубами, руками, ногами держитесь, чтобы его возвели прямо на ваших месторождениях хромитовых руд! Вам же лучше – минимум 300 новых рабочих мест.
Аким района Аязбай УСМАНГАЛИЕВ согласно кивал головой, в то же время понимая, что от его мнения в данном вопросе уже мало что зависит.
ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ.
Но чем уже точно может похвастать аким Усмангалиев, так это обеспеченностью местной малышни местами в детских садах. Пока актюбинские власти только обещают в течение ближайших двух лет ликвидировать дефицит в детских садах, в Хромтау эта проблема уже успешно решена. Каждый ребёнок, кто хочет ходить в детский сад, давно в него ходит. Тут у акима полный орднунг.
Но скоро и здесь может оказаться дел невпроворот. В Казахстане принята новая жилищная программа – сдавать не менее 6 миллионов квадратных метров жилья в год. Плюс – будет увеличено строительство арендного жилья с правом выкупа. В парламенте на обсуждении находится проект закона «О молодёжи», предусматривающий увеличение верхней границы возраста в понятии «молодая семья» с 29 до 35 лет. А это значит, что претендентов на сравнительно недорогое жильё от государства станет больше. И детишек – тоже.
ТЕПЛЕЙ, ЕЩЁ ТЕПЛЕЕ.
Продолжится работа и по реформированию жилищно–коммунальной сферы. Казахстанцы уже привыкли к тому, что в летний период на улицах городов кипит масштабная работа по ремонту теплотрасс и замене водоводов. Эта волна докатилась и до жителей Кандыагаша, пользующихся центральным отоплением.
Компания «КТП» не первый год занимается капитальным ремонтом теплотрассы в Кандыагаше. Освоено уже порядка 500 миллионов, осталось 728 миллионов тенге.
– Меняем всю теплотрассу от котельной до микрорайона, – рассказывает заместитель директора компании Александр ГАВВА. – Делаем разводку по микрорайону и вводим в дома. Тепловые сети оснащаются нами системой оперативно–диагностического контроля, которая позволяет своевременно определить место утечки, если таковая происходит.
– Так снижаются потери, – подтверждает аким Мугалжарского района Серик ШАНГУТОВ. – У нас в котельной на входе и выходе была разница около 30 градусов. Теперь – 15. Когда полностью заменим трубы, то потери будут ещё ниже.
Виктор ГЕРБЕР,
Актобе – Кандыагаш – Хромтау