Что изменилось?
Президент страны призвал казахстанцев быть патриотами и покупать отечественные товары. А акимов областей он обязал проследить за тем, чтобы во всех торговых сетях появились секции казахстанских товаров.
– Наши производители с воодушевлением восприняли поручение главы государства о предоставлении в торговых сетях отдельных секций для казахстанских товаров. Это, конечно, актуально на сегодняшний день, – сказала на брифинге руководитель городского отдела предпринимательства Анар ДАРЖАНОВА. – Местные молочные компании могут предложить актюбинским покупателям большую линейку своей качественной и экологически чистой продукции без консервантов и других химических добавок.
У производителей молочной продукции энтузиазма по этому поводу было гораздо меньше.
– Никаких изменений не произошло. Ни один супермаркет дополнительных полок не предоставил, – говорит директор ТОО «Айс–Плюс» Гульнара ЖАНДАУЛЕТОВА. – Да, сейчас мы позиционируемся и выделяемся в крупных торговых точках, как местные производители. Наша продукция сделана в Казахстане. Она натуральная, сделана на 100% из натурального сырья, поэтому её себестоимость выше, чем у импортной. Кроме появившихся вывесок «Сделано в Казахстане», в супермаркетах ничего существенного для поддержки нашего бизнеса не произошло. Они особо не помогают. Там, где наша продукция стояла хорошо, она так и осталась хорошо стоять. А там, где плохо – соответственно.
Очень накладно выпускать натуральный продукт. У нас есть своя молочная ферма. Корм для наших бурёнок тоже местный. Ну нет у нас других возможностей и шансов маневрировать в условиях рынка. Не используем мы в своём производстве сухое молоко либо какие–то заменители натурального молока. Цена продукции ТОО «Айс–Плюс» сейчас находится на пике. Но снижать её мы не можем, так как в этом случае придётся сокращать персонал. Наше предприятие сейчас экспортирует в Россию (Оренбург, Орск) пять видов молочной продукции из 60–и выпускаемых.
Свою продукцию ТОО «Айс–Плюс» поставляет в АО «ТНК «Казхром» и АО «СНПС–Актобемунайгаз». О ресторанах и кафе пока разговор не ведётся.
Компания пока выживает за счёт внутреннего рынка. На экспорт в Россию поставляется около 1% от всей вырабатываемой продукции.
А вот представители ещё одной актюбинской молочной компании заявляют, что площади на полках в супермаркетах у них появились. Но ещё до акции.
– Мы добивались большего размещения своей продукции на площадях сетей супермаркетов, но ещё до начала акции через городской акимат, – рассказывает менеджер ТОО «Молочные истории –А» Алина УМАРОВА. – Эта проблема давно назрела. Проведение акции «Сделано в Казахстане» на производстве и сбыте продукции мы как–то не прочувствовали, кроме появления в супермаркетах соответствующих вывесок.
По словам менеджера предприятия, российские молочные компании зашли на казахстанский рынок со своей дешёвой продукцией. Причём супермаркетам очень выгодно «дружить» с северными демпингерами.
– Российские производители продают намного дешевле, чем мы, свою молочную продукцию, – поясняет Умарова. – Супермаркетам это очень выгодно. Они работают с компаниями, продающими российское продовольствие по демпинговым ценам. То же самое молоко по 150 тенге за литр оптом. Кстати, дешёвая российская молочная продукция реализуется и на городских рынках.
Дёшево – не значит качественно, но народ предпочитает недорогие молочные продукты особенно в период мирового экономического кризиса.
Кстати, 60% молочной продукции Костанайской области ориентировано на экспорт в Россию и лишь 40% на внутренний рынок.
Отдельным вопросом стоит реализация колбасных изделий. Если в советское время мы сталкивались с дефицитом колбас и сосисок, то сейчас ассортимент данной продукции настолько разнообразен, что порою затрудняет выбор. Руководитель городского отдела предпринимательства пообещала, что на прилавках супермаркетов Актобе будет представлена вся линейка продукции местных производителей колбасных изделий.
Взять, к примеру, ТОО «Бал–Юн». Предприятие выпускает свыше 70 наименований изделий. Но на прилавках супермаркетов представлена не вся линейка продукции. Весь ассортимент местного производителя должен быть представлен для актюбинского покупателя в сетях супермаркетов. А как на самом деле?
– Ничего не изменилось после начала акции: говорит директор ТОО «Бал–Юн» Нина СТЕПАНЕНКО. – Мы не поставляем в супермаркеты города весь ассортимент продукции – не берут попросту. Даже новинки наши не интересуют продавца. Только таблички «Сделано в Казахстане» повесили над нашей продукцией. Зато дешёвая российская колбаса представлена на прилавках супермаркетов в большом ассортименте. Нашу продукцию мы в полном объёме реализуем в своих вагончиках–магазинах, расположенных в черте областного центра, а также в Хромтау (Актюбинская область), Уральске (Западно–Казахстанская область). Мясные деликатесы у нас покупают четыре ресторана города.
Нина Ивановна пожаловалась, что российский колбасный демпинг сильно бьёт по бизнесу. Это в полной мере стало ощущаться лишь в конце февраля – начале марта.
– Из Самары стали завозить дешёвую колбасную продукцию. ООО «Желен» (г. Орск, Россия) сильно снизило цену на свою продукцию, – продолжает Степаненко. – Новотроицкий мясокомбинат (Россия) тоже демпингует.
В ресторанном бизнесе больше смотрят на доступную цену при надлежащем качестве. В убыток себе никто работать не будет.
– В первую очередь мы закупаем сырьё по принципу соотношения цена/качество, – рассказывает менеджер по закупу ресторана «Ковчег» Людмила КИРБЯТЬЕВА. – Муку мы закупаем актюбинскую. Мясо, естественно, только местное свежее. Колбасы, мясные деликатесы, конечно, стараемся закупать только местные. Отдаём предпочтение продуктам местного производства. Но покупаем и российское. Цена имеет значение. Хорошее мясо российского производства стоит не намного дешевле казахстанского. А вот замороженное белорусское или заокеанское не покупаем. Окорочка закупаем американские. Российские дешевле, но они нашпигованы водой. Мы их вообще не берём. А местных попросту нет. Кур покупаем либо актюбинского, либо алматинского производства. Акция «Сделано в Казахстане» не повлияла на наше производство. Цены остались на прежнем уровне.
– Полки и до акции были предоставлены местным производителям. Мы только сделали надписи «Сделано в Казахстане», – уверяет директор ТОО «Лучшее решение» (сеть магазинов «Дина») Алмаз ЕЛЕУОВ. – У нас нет какого–то предубеждения – давать кому–то большую или меньшую площадь на полках. Всё зависит от объёма продукции. Нет смысла давать три метра полок предпринимателю с четырьмя наименованиями продукции. Колбасы ТОО «Бал–Юн» мы берём в полном ассортименте. Условия для всех одинаковые. Но в первую очередь мы отдаём предпочтение казахстанским производителям.