Что, долетались?
Состояние гражданской авиации в нашей стране создаёт больше проблемных вопросов, чем решений по обеспечению регулярных внутриреспубликанских, а тем более – внутриобластных полётов. |
Спору нет, гражданская авиация в середине 90–х и сейчас – это небо и земля. Хотя и с советской регулярностью полётов и охватом предоставления услуг пассажирской и транспортной авиацией нынешнее состояние отечественной ГА можно сравнить с трудом. Кто–то, возможно, скажет, что улучшились качество и сервис полётов. Но давайте не забывать, что многократно сократилось и количество рейсов. Раньше можно было относительно недорого, например, добраться в районные центры нашей области. Да и по всему СССР существовали местные маршруты. Малая авиация заполняла ту нишу, которую порой нельзя было заменить другим видом транспорта.
ПРЕКРАТИЛОСЬ УСПЕШНО... КАК ВЕЗДЕ.
В прошлом году с большой помпой был открыт регулярный авиарейс Актобе–Иргиз–Актобе. Об этом не писал разве что самый ленивый. Экий пиар на всю республику! Ну как же, малая пассажирская авиация развивается. Бюджетные деньги вкладываются в инфраструктуру районных аэропортов. Планы – выше крыши. На самом деле всё закончилось, не успев нормально начаться.
Итак, напомню: с 17 ноября АО «Авиакомпания АЭРО» начало производство полётов в Иргиз на двухмоторных самолётах Л–410 два раза в неделю. Рейс был признан социально значимым. Для авиакомпании особых доходов он не приносил, так как был изначально убыточным. Билет на самолёт по этому маршруту стоил 3.950 тенге. Но 1 февраля 2012 года рейсы перестали осуществляться. Естественно, за это время перевозчику было выделено в качестве субсидий около 5 миллионов тенге. А потом денег в областной казне на эти цели попросту не стало.
– Полёты на местных воздушных линиях возрождались где–то в Восточном Казахстане несколько лет. Но там всё так же успешно завершилось, как и у нас, – рассказывает президент АО «Авиакомпания АЭРО» Владимир ГОНЧАРОВ. – Всё упирается в недостаток финансирования. Ведь понятно, что данный вид деятельности должен быть субсидирован. Ну никто не будет летать за 15.000 тенге! Это же понятно. Я три года доказывал, что смогу осуществлять пассажирские перевозки по области. Местное руководство, конечно, поддерживало. А закончилось всё довольно банально: в бюджете нет денег на эти цели.
ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР?
Вся ирония в том, что на восстановление ВПП (взлётно–посадочной полосы. – В.Б.) и инфраструктуры аэропорта в Иргизе из бюджета было выделено почти 90 миллионов тенге. Деньги на ветер?
– В Актюбинской области планировалось восстановить 7 аэропортов в сельской местности, – продолжает Владимир Дмитриевич. – Иргиз, Шалкар, Бозой, Байганин, Кенкияк, Жаркамыс и Уил. В эти районные центры и посёлки должны были по идее осуществляться пассажирские авиаперевозки в перспективе. Постановлением правительства РК указаны все схемы сертифицирования и отчётности производства полётов. Навигация, метео, аэропортовские услуги, заправка. За каждый рейс идёт полный отчёт. У меня бухгалтерия буквально плакала по этому поводу. Разговор ведь шёл не о прибыли, а о субсидировании затрат. Мне просто очень хотелось, чтобы рейсы в районы были возобновлены.
НОВЫЕ ПРАВИЛА.
С 1 ноября этого года вышли новые правила производства полётов, согласно которым пассажирские воздушные суда массой более 5.700 килограммов и пассажировместимостью свыше 9 человек должны быть снабжены радиовысотомерами и сигнальным оборудованием об опасном сближении.
С начала ноября многие самолёты Як–40 и Ан–24 уже не удовлетворяют предъявляемым требованиям. Изначальная взлётная масса у Л–410 – 5.800 кг, пассажировместимость – 15 человек. Поэтому авиапредприятию пришлось просто–напросто уменьшить количество кресел на своих «элках», вследствие чего уменьшилась и взлётная масса.
– Когда мы начинали летать в Иргиз, то реально перевозили по 10–15 человек. Кроме того, в Иргизе был пункт дозаправки, – комментирует Гончаров. – Территорию аэродрома огородили по периметру колючей проволокой, обучили персонал. Короче, было сделано всё для производства полётов.
Вышло новое требование от 3 июля 2011, согласно которому разработку аэродромных схем для неконтролируемых, неклассифицированных аэродромов осуществляют специализированные организации, допущенные уполномоченным органом в сфере ГА. Дизайнеры аэронавигационных процедур должны соответствовать определённым требованиям ППП. Стоит отметить, что в Казахстане таких специалистов попросту нет.
В ДЕНЬГАХ СИЛА, БРАТ!
В то же время корреспонденту «Эврики» в комитете гражданской авиации пояснили, что «не утверждение пробивания облачности не является препятствием для выполнения полётов на площадке Иргиз, так как полёты могут выполняться по правилам визуальных полётов». Это же подтверждает и Владимир Гончаров.
Так что полёты прекратились только лишь из–за отсутствия субсидирования из бюджета. А теперь Владимир Дмитриевич просто уже не хочет заморачиваться с выполнением пассажирских перевозок. Как пояснил президент АО «Авиакомпания АЭРО», у него хватает работы. Авиакомпания перевозит вахтовиков, занимается полевыми работами и аэромагнитной съёмкой. Тем более, нужно заново оформлять лицензию на производство пассажирских перевозок, а это немалые деньги. А так, у компании есть одиннадцать АН–2 и два Л–410. Для перевозки пассажиров на местных воздушных линиях этого вполне достаточно.
ВСЁ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ.
«Разработанный в КГА минтранскома проект постановления правительства «Об утверждении правил допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок» полностью перечеркивает усилия по либерализации рынка авиаперевозок, утверждают его участники», – пишет газета «Время».
Согласно новым условиям, каждая авиакомпания для осуществления рейсов внутри РК должна будет иметь не менее пяти действующих самолётов одинаковой пассажировместимости. А если компания обслуживает только один рейс, то четыре воздушных судна будут тупо стоять на приколе? Оно, конечно, понятно, что резервный борт должен всегда быть на случай поломки. Но почему нужно всех стричь под одну гребёнку?
Кстати, на днях «Эйр Астана» заявила о том, что она прекращает свои полёты в Семей и Уральск. Ну не может туда «Боинг» садиться очень комфортно. А маленькая авиакомпания по новому регламенту просто не сможет осуществлять туда рейсы. Не каждый перевозчик может позволить себе закупить или взять в аренду сразу целых пять самолётов одинаковой пассажировместимости. Как обычно, всё делается для народа.
Владимир БУРЬЯНОВ,
|