Чилийский опыт в степях Казахстана
Чили в качестве примера была выбрана неслучайно. Экономическо-политическое положение там, в 80-х, точь-в-точь схоже с нашими лихими 90-ми. Только в Чили страну до ручки довёла хунта Пиночета, а у нас – компартия СССР. Все богатства обеих стран тогда осели в западных банках. Следовательно, платить пенсию из госказны всем нуждающимся не получалось. В 80-х чилийская накопительная система была названа одной из лучших в мире, так что неудивительно, что молодой независимый Казахстан её охотно перенял, при этом невольно повторив экономический вектор развития этой страны в Латинской Америке. Как ни курьёзно, но даже незначительные ошибки странным образом повторялись. Например, чилийский минфин оказался в центре скандала за грамматическую ошибку (Chiii вместо Chilie) на банкноте. Как тут не вспомнить аналогичный курьёз с казахстанской валютой? В таблице приведены основные моменты соприкосновения Чили и РК и схожесть пенсионных преобразований.
Пожили хорошо – и хватит!
До финансового кризиса 2008-го года пенсионная реформа давала головокружительные результаты. Инвестиции денег вкладчиков в самые рентабельные сферы позволили чилийским пенсионерам стать одними из самых зажиточных на континенте. Ежемесячные выплаты тут нередко достигали $ 400 (124.000 тенге). Это при том, что цены на продукты в Чили ниже, чем у нас, а комуслуги из-за тёплого климата совсем мизерны. Но благополучию пришёл конец два года спустя. Инвестиции пенсионных вкладов в рискованные проекты, которыми грешили частные фонды, снизили выплаты до $200, да и и то такой суммой могли похвастаться только те, кто вышел на заслуженный отдых незадолго до реформы и имел «дореформенный» стаж работы. Все остальные получали не больше 150 баксов. Прожить на эту сумму в Чили, конечно, можно, пусть и не слишком сытно. Но даже это благополучие достигалось путём государственных дотаций, то есть из излишков от экспорта меди. Даже самые успешные предприятия, которым доверили остатки народных накоплений, добросовестно обеспечивали рост всего лишь в 5-7%, то есть не могли гарантировать проценты выше, чем в обычном банке второго уровня.
Сентаво песо бережёт
В 2014 году в Чили спасением вкладчиков стал фонд «АFP», практически точная копия нашего ЕНПФ. Обязательные 10% дохода нужно было отдавать по-прежнему, но теперь за финансовым оборотом стали следить пристальней. Попасть туда на работу нелегко – очень высокие требования и нужна отдельная лицензия. Строго регламентируются инвестиции в зарубежные компании. Перед фондом поставлена задача не фантастически приумножить капитал, а всего лишь чуть-чуть, всего на 3,5% обогнать инфляцию, за это государство гарантирует некоторые налоговые и юридические послабления. Фонд пока успешно выполняет свою миссию, и госдотации для выплаты пенсии сокращаются, но до прежней планки в $400 всё равно дотянуть не может, а большинство тех чилийских пенсионеров, кто лишился накоплений из-за несовершенства прежней системы, живёт на минимальное пособие от государства с совсем мизерными (около $10) доплатами из фонда «AFP».