Недавнее повышение стоимости бензина в Казахстане снова породило волну перехода отечественных автовладельцев на газ. Поклонники стандартного топлива и их оппоненты спорят без малого сорок лет. Если раньше верх брали «бензинщики», то ныне, с развитием новых технологий, «газовики» склоняют чашу весов в свою сторону. Один лишь факт говорит о многом: в 1994 году газобалонное оборудование (ГБО) в странах СНГ установлено на 230 тысячах авто, в начале 2014 года – уже на 13,5 миллиона машин.
Если семь лет назад мировой автопром не мог производить легковые автомобили, полностью работающие на газе, то сейчас японские и южно-корейские конструкторы придумали-таки и этот вариант. К примеру, новые «Хюндаи», колесящие по казахстанским дорогам, уже имеют встроенное газовое оборудование с электронными датчиками регулирования подачи топлива.
Как бы то ни было, на правительственном уровне уже заявили: стоимость бензина будет расти, а к 2017 году цены и вовсе сравняются с российскими.
НАЛЕТАЙ, ТОРОПИСЬ
С августа на станциях техобслуживания Уральска, Костаная, Астаны и Алматы было не протолкнуться: массовое желание переоборудовать свои авто и перейти на газ вполне понятно. Эксплуатировать технику становится крайне невыгодно, особенно для тех, кто за рулём проводит достаточно долгое время.
– За три года работы в Астане мы переоборудовали около 800 машин, а за три месяца этого года – примерно 850. Наконец-то люди поняли, что использование газа гораздо выгоднее, – радуется руководитель столичного СТО «Ансар» Мурат АСПАНУЛЫ.
Ажиотажное настроение к сентябрю передалось и актюбинскому региону, жители которого традиционно являются поклонниками бензина.
ГАЗОВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Владимир КОНЯХИН переоборудовал своё авто под голубое топливо два года назад в соседнем Оренбурге. 34-летний актюбинец доволен: расходы на заправку снизились в три раза. За это время особых нареканий на ГБО не было, как и было рекомендовано компанией, мужчина раз в три месяца на пару дней ставит на прикол свою иномарку в СТО, дабы проверить давление в баллоне.
– Отмечу, что тяга двигателя немного ослабла, но если ездить только в городе, то это не так уж и проблемно, зато в денежном плане выгодно, – делится мнением Владимир.
Заказы на станции техобслуживания «ОренГазСервис» расписаны до марта. Цены на бензин в России растут, как снежный ком, стоимость же газа пока приемлемая.
– Мало того, что не успеваем устанавливать ГБО для жителей Оренбургской области, так ещё и автовладельцы из Актюбинского региона повалили. Это, конечно, хорошо нам, но ребята устают, работают в три смены, – жалуется заместитель директора компании Мария КОРЕЙКО.
Установкой газобалонного оборудования в Актобе занимаются не менее пяти компаний, ещё с десяток СТО делают это частным способом, за меньшую цену.
– Я бы не сказал, что установить в РФ так уж и дешевле. Судите сами: на дорогу сколько бензина уйдёт, к тому же, там и страховка стала дороже. Да и по качеству установки есть вопросы, бывало, что в Оренбурге установят, а мы переделываем, – рассказывает слесарь компании «West gas» Виталий БАЧАРОВ.
По словам сотрудников фирмы, противники установки ГБО сейчас активно раскручивают мифы о вреде газа.
– Устанавливать надо у хороших специалистов, а не у частников, – рекомендует Виталий. – Миф о том, что якобы после перехода на газ двигатель теряет свои свойства и перестаёт работать после двух-трёх лет, это неправда!
За последние два месяца количество клиентов только в этой компании увеличилось на 80 процентов. Да и число их изо дня в день всё растёт. Ежедневно здесь устанавливают газобаллонное оборудование на 4-6 авто.
ВЛЕТИТ В КОПЕЕЧКУ
Установить газобаллонное оборудование можно как российского, так и зарубежного производства. В зависимости от толщины кошелька автовладельцам предлагают ГБО из Италии, Голландии, Польши, Болгарии, Австралии, Литвы, Латвии, Бельгии. По мнению механиков, более качественное ГБО у родоначальников европейской газификации – итальянцев.
Стоимость газового оборудования зависит как раз от страны-производителя, а также от того, насколько современна комплектация. Ценовой диапазон (по официальным данным) – от 85 до 350 тысяч тенге. К примеру, на старенькое авто вам могут установить ГБО второго поколения, а вот «железный конь» посвежее потребует технику четвёртого поколения.
Цены в Алматы серьёзнее: от 120 до 600 тысяч тенге, а вот в городах Оренбуржья всё гораздо доступнее – от 40 до 190 тысяч тенге. Кстати, ещё одно преимущество установки газобаллонного оборудования у официальных СТО в том, что здесь вам дадут гарантию на выявление заводского брака на полгода, а то и год.
ДОРОЖЕ, НО КАЧЕСТВЕННЕЕ
Механик-диагност «Ниссан-центра» с 16-летним стажем Вадим МЕЛЬНИЧЕНКО рекомендует несколько раз подумать, прежде чем устанавливать ГБО:
– Сами двигатели попросту не приспособлены для работы на газе. Эксплуатация «переделок» влечёт не только отложение нагаров в «сердце машины», но ещё и выжигание масляной плёнки, «горят» клапана, поршни, трескаются перегородки на поршнях. Двигатель изнашивается гораздо быстрее. У нас был клиент, который установил ГБО, а потом заезжал к нам каждые полгода и менял детали на двигатель.
ТАКСИ, ТАКСИ…
В прошлом году руководитель службы такси «Арай-1» Ержан САКТАГАНОВ переоборудовал весь свой таксопарк (а это около 15 машин) под газовое оборудование. По словам предпринимателя, выгода получилась колоссальная.
– Установка оборудования окупилась за четыре месяца. В итоге за год я сэкономил несколько миллионов тенге. Что касается работы самих двигателей, то пока всё в порядке, ни одной поломки не было, – отмечает бизнесмен.
АВТОБУСНОЕ БУДУЩЕЕ
На сегодня около 40 процентов автобусов «Автопарка» работают на газе. По словам руководителя предприятия Куаныша БУРАМБАЕВА, экономия по расходу денег на топливо значительная, хотя есть и минусы – в холодное время года авто заводятся с трудом.
– Сейчас в ведущих странах мира начали использовать новейшие технологии и переводят транспорт на так называемый компримированный природный газ. Он значительно дешевле и не влияет на двигатель. Пока к нам они не пришли, но если это появится, то, если финансы позволят, переведём автобусы на этот газ, – говорит Куаныш Бурамбаев.
А КАК У НИХ?
В Латвии количество машин, переоборудованных под газ, составляет 3,5 процента. В Германии – 11 процентов, во Франции и Италии – по 29 процентов. В РФ – 6 процентов.
– Мы стали уделять больше внимания экологической безопасности в стране. Наши эксперты подтвердили, что переход на голубое топливо положительно сказывается на окружающей среде. Постепенно будет принята программа по переводу авто на газовое оборудование, – говорит заместитель начальника рижского отдела дорожного движения Клаус РИСМЯВИЧУС.