На фоне уже не первой волны кризиса казахстанцы с сомнением начинают относиться к заверениям чиновников и членов правительства, что жить стало лучше, жить стало веселее, а ситуация находится под контролем. Особенно тревожно стало ближе к концу году, когда стал падать курс рубля и мировые цены на нефть.
ВСЁ НИЖЕ, НИЖЕ И НИЖЕ
Ещё в июне этого года средняя цена на нефть марки «Brent» варьировалась в пределах 114 долларов за баррель. Но к середине сентября цена на чёрное золото упала ниже психологической отметки в 100 долларов/баррель. Причём стоимость сырой нефти на сегодняшний день находится уже ниже той отметки (90 долларов за баррель), какая бралась в расчёт при определении трёхлетнего бюджета на 2014–2016 гг. Наименьшая цена на чёрное золото марки «Brent» за последние четыре года (ноябрь 2010г. – октябрь 2014г.) была зафиксирована на лондонской бирже 15.10.2014г. – 84,15 доллара за баррель.
В спешном порядке правительство Казахстана пересматривает бюджет с учётом того, что цена на нефть может упасть до 80 долларов за баррель. На сегодняшний день расходы бюджета уже урезаны почти на 260 миллиардов тенге.
«У нас есть на сегодня все варианты возможной ситуации по влиянию внешних факторов и внутренних факторов. Разработаны антикризисные планы, поэтому мы рассматриваем сейчас на следующий год, пересматриваем макроэкономические показатели из расчёта 80 долларов за баррель, конечно, есть варианты, что цена будет ниже», – сказал в кулуарах мажилиса в прошлую среду министр финансов Казахстана Бахыт СУЛТАНОВ.
Но в то же время главный финансист страны отметил, что как таковой критической цены на нефть не существует. По его словам, за счёт инструментов взаимодействия национального фонда и бюджета в виде целевых гарантированных трансфертов республиканский бюджет относительно стабилизирован. Поэтому эта цена будет влиять только на национальный фонд. И опосредованно через работу нефтяных компаний она будет иметь влияние на экономику. Но рассматриваются все варианты.
ЗА И ПРОТИВ
Сдержанные прогнозы по этому поводу даёт директор департамента аналитики инвестиционной компании «Асыл–Инвест» Айвар БАЙКЕНОВ:
«Наш прогноз по нефти до конца этого года на уровне 80 долларов за баррель, но ниже, скорее всего, вряд ли. Это связано с переизбытком предложения нефти, в основном за счёт сланцевых месторождений в Северной Америке. Если до этого США были одним из крупнейших в мире импортёров нефти, в частности из Арабского мира, то сейчас США сами себя обеспечивают сланцевой нефтью».
Но аналитик успокаивает, что не всё так плохо. В Саудовской Аравии бюджет бездефицитный, так что цена на нефть ниже 85–86 долларов за баррель – это для них вообще не комильфо. Кроме того, ОПЕК пока не планирует снижать объёмы добычи нефти.
В настоящий момент средняя себестоимость добычи нефти на казахстанских месторождениях составляет 50 долларов за баррель. Если чёрное золото будет дешеветь и дальше, то недропользователи могут сократить бурение новых скважин и вообще решать вопрос о сохранении рентабельности.
Более оптимистично настроены по этому поводу россияне. Как сообщает информагентство ТАСС, на прошлой неделе министр энергетики РФ Александр НОВАК высказал своё мнение:
«Цены на нефть могут в ближайшее время вернуться в оптимальный для производителей нефти диапазон в 90–110 долларов за баррель. В случае падения цен до 80–90 долларов за баррель многие проекты в нефтегазовой отрасли, в том числе в США, станут нерентабельны. Это вызовет снижение предложения нефти».
НЕ НАДО ПЕЧАЛИТЬСЯ?
А вот поводов для беспокойства в связи с возможной девальвацией в Казахстане нет, считает председатель Национального банка РК Кайрат КЕЛИМБЕТОВ. Кайрат Нематович опять (как и в начале года) заверяет казахстанцев, что идёт искусственное нагнетание девальвационных моментов. Дескать, запас прочности валютной корректировки, проведённой в феврале, очень мощный.
«Поводов для беспокойства нет. К сожалению, в этом году мы очень сильно были подвержены различной так называемой слухократии, когда те или иные экономисты считают своим долгом то предсказать девальвацию, то отрицать её», – посетовал главный банкир страны.
Зато теперь у нас расширился валютный коридор. Теперь он составляет 185 тенге за доллар США +3 тенге – 15 тенге. То есть, теоретически даже возможно удешевление заокеанской валюты до 170 тенге за доллар?
Знаете, как бы и кто бы ни говорил, что доллару скоро придёт кирдык и песня его спета, но зелёный рубль всегда в цене. Даже евро за последние полгода сильно похудел. А баксу хоть бы хны. Есть, конечно, волатильность, но она невелика. А на американской валюте замешана вся мировая экономика.
Кайрат Нематович, кстати, отмечает, что в 2008–2009 годах баррель нефти подешевел со 150 до 40 долларов за баррель. То есть, между строк читается, что это и стало основным поводом для девальвации 2009 года. Но потом нефть подорожала до 110–125 долларов за баррель, а нам никто потери от девальвации не компенсировал. Какая–то тревожная аналогия просматривается и в этот раз.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Ещё в середине этого года многие аналитики предсказывали рецессию, а возможно, даже и стагнацию российской экономики. То есть, замедление или полный застой. А следовательно, и резкое падение рубля. Те же аналитики осторожно предполагали, что да, очередной девальвации не должно быть. Цены на нефть стабильны. Теоретически это, конечно, будет возможно лишь в том случае, если рубль будет стоить дороже, чем 40 рублей за доллар.
Два в одном: цена на нефть упала ниже 90 долларов за баррель. Официальный курс доллара в середине октября превысил 41 рубль. В Казахстане российскую валюту продают уже дешевле, чем 4,4 тенге за рубль. Что дальше?
Кайрат Нематович знает ответ и на этот вопрос:
«…Казахстан уверенно проходит свою дальнейшую экономическую траекторию, и этот геополитический фактор в меньшей степени или косвенно будет влиять, и поэтому я бы говорил о смещении коридора паритета казахстанского тенге по отношению к российскому рублю в сторону укрепления казахстанского тенге, то есть это в коридоре 3,5–4,5…Поскольку российская и казахстанская экономики были схожи в предыдущем периоде, мы рассматривали определённый паритет тенге–рубль. Вы помните, паритет составлял тогда 4,5–5,5. Сегодня мы видим, что, несмотря на большую схожесть наших экономик, и в том числе и зависимость от возможного снижения цен на нефть, очень сильный фактор различает сегодня ситуацию в Казахстане и в Российской Федерации… Это, прежде всего, санкционные войны, которые идут вокруг России… Российский рубль больше находится, в том числе, во влиянии фактора геополитической напряженности… В сухом остатке поводов для беспокойства нет».
Звучит красиво и уверенно. Мы это уже проходили. Главное, чтобы в очередной раз главный банкир страны не сказанул на всю страну свою коронку: «Я сам о девальвации узнал только ночью». Дескать, ребята, я здесь ни при чём.
При подготовке использовались
материалы информагентства «КазТАГ»