Банки разоряют своих вкладчиков
В редакцию «Эврики» обратились сразу несколько человек, которые уже не знают, как бороться с банками, которые буквально их сживают со свету. Адильхан ТУМЕНБАЕВ признался, что сейчас находится в тупиковой ситуации, когда банк ставит его в абсолютно безвыходное положение и вообще не собирается идти навстречу.
– Когда моя жена заболела, мы решили переехать за город, – начал Адильхан Туменбаев. – Продали квартиру и присмотрели коттедж за 90.000 долларов. В 2005 году мы взяли ипотеку в банке. Выплачивали по 131.000 тенге в месяц. Потом они сами предложили нам взять ещё один кредит – уже потребительский. Так, в банке мы взяли ещё 57.000 долларов на ремонт. Всего стал им должен 145.000 долларов.
Мужчина был готов выплачивать эту сумму, но в 2008 году произошёл резкий скачок курса доллара, который заметно повлиял на сумму ежемесячных выплат. Тогда Туменбаев начинает писать письма с запросом о рефинансировании. Но банк с ответом тянул очень долго, а доллар продолжал расти. Таким образом, к 2014 году ежемесячный платёж Туменбаевых вырос с 131.000 тенге до 480.000 тенге.
– На мои многочисленные письма они находили кучу причин, чтобы отказать мне в рефинансировании, – говорит Адильхан. – А я продолжал платить им по полмиллиона тенге в месяц. Моё терпение лопнуло в августе 2015–го, когда из–за девальвации мне посчитали, что я должен теперь платить по 750.000 тенге. Банк даже не думал идти навстречу. Я обратился в Международную юридическую консультацию, где мне дали совет: вообще отдать коттедж банку и забыть это, как страшный сон. Так как, несмотря на 10 лет моих добросовестных ежемесячных вложений, которые выросли за это время в несколько раз, я им оставался должен всё ту же сумму.
Это наш заёмщик, и мы его доим
Посчитав, что за эти деньги можно было построить уже 3 коттеджа, Адильхан написал письмо в банк, где отказался от коттеджа в их пользу и попросил расторгнуть с ним все договоры. На что банк оставил его в покое на некоторое время. Правда, потом объявился с новыми обстоятельствами. Банк подал в суд на Адильхана Туменбаева, как на злостного неплательщика, и просил взыскать с него дополнительно 10 миллионов тенге. И суд на это дал согласие.
Теперь с карточки Туменбаева удерживают его заработную плату, оставляя на жизнь всего 36.000 тенге. А он после смерти жены один воспитывает несовершеннолетнюю дочь и ухаживает за братом–инвалидом.
– Они наложили арест на имущество моих сыновей, так как те были гарантами при оформлении моих кредитов, – говорит Туменбаев. – Одного сына уволили, второй – на грани. Как так? Я брал в банке 145.000 долларов, выплатил за всё время 250.000, и всё равно остался должен 120.000 долларов. Разве это честно? Другие вообще не платят, и их не трогают.
Адильхан Туменбаев надеется, что его ситуацию можно разрешить путём рефинансирования, но банк несколько лет подряд отказывает ему в этом праве. Мужчина на грани нервного срыва, постоянно мучается из–за давления и просто не знает, какой может быть выход из его ситуации.
Управы нет
Пока Туменбаев надеется на рефинансирование, как на спасательный круг, люди, которые столкнулись с этой программой, готовы поскорее избавиться от неё.
Ольга ЖИВИЛО была счастлива, когда ей одобрили рефинансирование после стремительного роста доллара и роста ежемесячных выплат по её кредитованию. Она надеялась, что будет платить меньше, но не тут–то было!
– Они прикрылись этим рефинансированием и просто оформили на нас, можно сказать, ещё такой же кредит, как и первый, – начала Ольга. – Мы взяли заём в 2008 году на малый бизнес – 25.000 долларов. Из–за кризиса были сложности в погашении кредита. Не было работы, доллар всё рос и рос, а мы просто не знали, откуда брать деньги. Изначально платили по 60.000 тенге, потом стали по 200.000 тенге. Когда стало невозможно платить такие суммы, нам знакомые подсказали, что есть рефинансирование. В банке о нём умолчали.
Ольга добилась рефинансирования и была счастлива, увидев процентную ставку всего в 3% годовых. Однако она только потом поняла, что эти 3% им оформили снова на ту, первую сумму. И теперь, несмотря на то, что женщина уже выплатила 40.000 долларов, ей насчитали, что она должна банку ещё 21.000 долларов. Как выяснилось позже, из общей суммы погашения (40.000 долларов) только 4.000 ушли на погашение основного долга, остальное уходило на дополнительные затраты – только на ведение счёта банк высчитывал ежемесячно по 100 долларов, а это в общей сложности вышло больше 9.000 долларов.
– Они не учитывают, что я им уже выплатила, они смотрят по факту, какую сумму я брала изначально, – жалуется Ольга. – Мы писали в Нацбанк, но они сказали, что ничем помочь не могут. Что всё – по договору.
Что хотят, то и делают
Во всех банковских вопросах вкладчикам помогает Инесса ЗАБОСИНА. Сама столкнувшись с такой ситуацией, женщина 7 лет ходит по судам, чтобы доказать своё право, как заёмщика.
Инесса взяла кредит и ипотеку, погасила 40 миллионов тенге, а ей по–прежнему выставляют задолженности. Более того, пытаются через суд лишить её квартиры, в которой она живёт со своим сыном–инвалидом.
– Есть только один помощник – это так называемая справка о провизии, – не теряет надежды Инесса Забосина. – Эта справка показывает гарантированную сумму, которую вам осталось погасить. То есть, если вы погасили кредит, то она равна нулю. Вот моя ипотека по этой справке на 2012 год погашена полностью, так как провизия – 0%, то есть, я всё выплатила. Но мне по этому кредиту предъявляют ещё 28 миллионов тенге. С чего вдруг я должна платить?
У Инессы есть квартира, ей принадлежит и технический этаж. Банк просит суд принять решение, чтобы Инесса Забосина переехала жить на этот чердак, а в сумму долга отдала им квартиру.
Решение есть
Самое страшное, что в суде приходится рассчитывать только на себя: как правило, судьи мало что понимают в банковских делах и просто остаются на стороне сильнейших. Инесса приложила все свои усилия, чтобы доказать, что на чердаке с сыном–инвалидом она жить не сможет, а квартиру, как единственное жильё, не отдаст. В свою очередь, женщина предложила банку забрать техэтаж, но это им не понравилось, ведь чердак очень сложно оказалось продать, так как он нежилой, там живут только птицы.
Несмотря на все обиды и несовершенства системы, Инесса очень хотела бы поспособствовать разрешению всех этих проблем и банковских проволочек.
– С такими историями, как у нас, сотни людей найдутся. Эти проблемы нужно решать, а не плодить «злостных неплательщиков», выдвигая им нереальные условия выплат. Есть три главных решения этой проблемы. Первое: любые проблемные вопросы можно решить внутри банка, если у них будет налажена внутренняя политика, – отмечает Инесса. – Путём переговоров, где будут с двух сторон обсуждаться реально обусловленные суммы долга. Второе: в банках должен быть правоустанавливающий документ – либо решение суда, либо рефинансирование, либо судебный приказ; то есть необходимо узаконить сумму фактической задолженности. Третье: дать заёмщику исполнить данное решение.
Женщина уверена: если банки будут идти навстречу добросовестным вкладчикам, входить в их положение, пересматривать вопросы согласно форс–мажорным обстоятельствам, а не наживаться на простых людях, то ситуация изменится в лучшую сторону не только для народа, но и для всей банковской системы.