КУД–КУДА, ВЫ ОТКУДА И КУДА?
С высоких трибун нас заверяли, что девальвация пойдёт лишь на пользу отечественному производителю. Однако ослабление курса национальной валюты ударило, как оказалось, в первую очередь именно по нему, родному. Уж пользы получилось гораздо меньше, чем обещали власть имущие. Всё получилось с точностью до наоборот.
В конце 2014 – начале 2015 годов отечественные производители жаловались на хлынувший в нашу страну дешёвый российский импорт из–за обесценившегося рубля. Но в августе прошлого года тенге отпустили в свободное плавание. Национальная валюта подешевела. Естественно, импорт подорожал. Но вместе с этим стало дорожать и всё отечественное.
Ощутимо поднялись цены на куриное мясо. Куры украинского ЧАО «Мироновская птицефабрика» в сети городских супермаркетов продаются по 825 тенге за килограмм. В связи с тем, что курс казахстанского тенге притягивают к паритету с российским рублём в отношении 1:5, подорожала и птица производства северного соседа.
На сегодняшний день российские куры реализуются по цене от 535 до 702 тенге за килограмм. Ещё месяц назад кур местного ТОО «Аккус» на рынке можно было купить в пределах 500–530 тенге за кило, сегодня же меньше, чем за 600, и не подходи.
САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ
Почему же местная птица дороже российской или примерно одинакова по цене? Хотя при поставке из России существует большое транспортное плечо, которое непременно отражается на цене. А здесь вроде бы всё рядышком.
Хотя, если говорить честно, российская птица на прилавках очень часто вызывает сомнение. Уже не раз потребители жаловались на то, что наши северные соседи откровенно шельмуют, начиняя куриные тушки и окорочка водой. А если быть точнее – пищевыми фосфатами Е450 и Е451. Эта дрянь является эмульгатором и очень хорошо связывает влагу. В небольших количествах данную пищевую добавку используют как антиокислитель. Но в больших… Если такую курицу сварить или пожарить, то в кастрюле или на сковороде от птицы останется лишь воспоминание в мутном желеобразном соусе. Это же касается и куриных окорочков российского производства, которые стоят на четверть дешевле американских. Воистину широко распростирает химия руки свои в дела человеческие!
Но вернёмся к нашим курам. Есть много факторов, влияющих на ценообразование. Что бы нам ни говорили о казахстанском содержании, но оно во многих случаях в конечном продукте не составляет и половины. Бывает, что и меньше. Казалось бы, а причём здесь бройлеры местного производства? На них–то как влияет падение цен на нефть? Зерно своё есть, птицефабрика своя есть. Что ещё надо?
Но получается так, что местная птица не совсем уж и местная. Да и рацион у неё импортный.
| |
| Суточные цыплята в руках опытной птичницы. |
ЦЕНЫ ВЫСОКОГО ПОЛЁТА
В птицеводстве можно выделить три основные составляющие, которые определяют конечное качество и себестоимость продукции: маточное стадо, кормовая база и условия содержания (включая материально–техническую базу, которая их обеспечивает).
Условия содержания цыплят и кур на птицефабрике «Аккус» соответствующие. Птичники оснащены современным голландским и немецким оборудованием. А вот с маточным стадом и кормами…
– Во–первых, мы закупаем инкубационное яйцо в АО «Башкирский бройлер». Курс российского рубля поднялся, следовательно, стало дороже и яйцо. Мало того, что курс поднялся, так россияне ещё и цену в рублях повысили, – говорит главный технолог птицефабрики «Аккус» Татьяна ЧЕРЕДНИЧЕНКО. – Когда в прошлом году курс рубля к тенге опускался до трёх, то и яйцо нам обходилось гораздо дешевле. Поэтому и цена наших кур была ниже. Мы планируем в феврале инкубационное яйцо закупать в Астане, где оно гораздо дешевле. Но в большей степени на себестоимость птицы влияют расходы на корма, которые сейчас очень дороги. Это 70% в себестоимости произведённой курицы. Готовые корма мы закупаем в Оренбурге на комбикормовом заводе. Планируем через какое–то время перейти на казахстанские корма, а в дальнейшем хотим запустить свой комбикормовый завод. Он у нас есть, работал до 2013 года. Но по ряду причин его пришлось остановить.
Сюда ещё необходимо добавить антибиотики, вакцины, дезинфицирующие средства и различные препараты, необходимые для роста цыплят. Без всего этого обойтись нельзя. Опять–таки, сие в Казахстане не производится – читай: покупается за валюту.
Вот и получается, что цыплёнок вылупился из яйца импортного и вырос на всём импортном. Из казахстанского содержания у птицы остаётся лишь местная прописка. Эдакий бройлер без гражданства, а с видом на жительство. Но здесь больше вопросов уже к министерству сельского хозяйства возникает, а не к сельхозпроизводителю.
А пока нефть падает и доллар растёт, повышается и стоимость импортной составляющей. Растёт и цена на мясо птицы.
25.000 пернатых обитают в одном птичнике.
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ
– Мы выращивали маточное стадо, но в какой–то момент отказались. Сейчас у нас работает 8 птичников. Разводить маточное поголовье птицы было бы рентабельно, если бы мы вышли на полную мощность, как планировали – 18 птичников, и давали 6.000 тонн мяса в год, – продолжает Татьяна Станиславовна. – Пока мы выпускаем 2.000 тонн. Планируем увеличить производство до 3.000 тонн в год. Пока выгоднее купить инкубационное яйцо.
Процесс выращивания бройлеров довольно скрупулёзен. Мелочей здесь нет, хотя кажется, что всё довольно просто.
На птицефабрике в инкубатор закладывают 30,5 тысячи яиц. Через 21 день после закладки вылупляются цыплята. Инкубация начинается при температуре от 37,8 градусов по Цельсию, постепенно снижаясь до 36. Затем цыплята отсаживаются в птичники, где находятся на откорме 42 дня. При этом температура внутреннего воздуха снижается с +33 до +25 градусов. При отсадке цыплят проводится вакцинация аэрозольным методом.
– Всё зависит от качества кормов. Если они хорошие, то птица набирает вес даже за 38–39 дней, – утверждает главный технолог птицефабрики. – Но Россия сейчас столкнулась с санкциями Запада. А ведь многие компоненты комбикормов, в том числе качественные витамины и премиксы, РФ закупала в Западной Европе. Теперь россияне заменяют их на свои дешёвые аналоги. Причём не всегда качественные. Это сразу отражается на поголовье птицы. При нормальном рационе кормов до взрослой особи доживает 97–98% поголовья. У нас так и было. А сейчас этот показатель снизился до 90–92%. И куры набирают вес хуже. Получается, что из–за санкций Запада против России страдаем и мы.
ТЫ ЧТО ЗА ПТИЦА?
По моим данным инкубационное яйцо в АО «Башкирский бройлер» стоит 19 рублей за штуку. Или уже можно говорить «стоило»?
– Да, актюбинская птицефабрика «Аккус» закупает инкубационное яйцо у нас, – заверяет коммерческий директор АО «Башкирский бройлер» Юрий ГРИБ. – Но 19 рублей за штуку – это цена ноября/декабря. Сейчас мы яйцо продаём уже по 21 руб./шт. И, скорее всего, цена будет расти. Так как маточное поголовье мы берём в Голландии. Это бройлеры породы «Арбор Эйкрз». Подорожали премиксы, антибиотики, витаминные комплексы. Всё это мы приобретаем в Европе за евро. Сами знаете, какая сейчас ситуация на валютном рынке. Нефть падает, рубль тоже падает. К тому же, сейчас сезонный дефицит инкубационного яйца. Если столовое яйцо после новогодних праздников дешевеет и цена на него поднимется ближе к Пасхе, то инкубационное яйцо начинает дорожать именно сейчас. Пик роста цены на него приходится на март–апрель.
Если рассмотреть генеалогическое древо актюбинского бройлера, то получится, что это голландец, снесённый в Башкирии и вылупившийся в Актобе. Вот такая эта птица. Актюбинский голландец с видом на жительство.
Владимир БУРЬЯНОВ,
Фото Юрий ТАРАСЕНКО