А рынки там тихие
На улицах, прилегающих к базару, как правило, яблоку упасть негде, и автомобилистам приходится проявлять чудеса изобретательности, отыскивая места для парковки. Причём, судя по номерам, за покупками приезжают как жители актюбинского региона, так и соседней с нами Оренбургской области. А почему бы и нет? Бешеной собаке три сотни километров – не крюк.
У торговли нет плохой погоды
Где в Оренбурге находится центральный рынок, знают, пожалуй, все, кто более–менее часто бывает в городе. Последние пару лет вокруг него организовалась большая стройка: строительные леса, специальная техника, рабочие. Бабушки, торгующие пуховыми платками, цветочками в горшочках и (иногда) мелкими котятами, жались кто к обочине, кто – к деревянному проходу, сделанному специально для пешеходов.
Сегодня реконструкция наконец–то завершилась, и территория рынка со всеми прилегающими павильонами приняла законченный вид. Почти все торговые ряды убраны в павильоны, на улице остались только самые стойкие и – с поправкой на мерзкоклиматическую погоду – морозоустойчивые. В декабрьские минус 30 даже старушки со своим вязанием предпочли остаться дома, а три с половиной ряда открытого рынка продолжают работать на благо немногочисленных покупателей.
Тут сразу вспоминается Актобе. Сколько ни говорили, что будут строиться специальные павильоны, сколько ни угрожали загнать всех торговцев под крышу зданий, а на улицах всё равно идут бойкие продажи, причём в любое время года и практически в любую погоду. И ни штрафы, ни угрозы полиции не помогают.
Предпраздничное столпотворение
Что можно купить на рынке? Да что угодно! Продукты, одежду, обувь, учебники, предметы для интерьера, инструменты. Ближе к праздникам появляются «сезонные» товары – петарды, мишура, подарки, открытки всех цветов и размеров. Перечислять можно до бесконечности.
Начиная с двадцатых чисел декабря, на рынках в Актобе не протолкнуться. Вырастают новые прилавки, заваленные новогодним скарбом, люди, гружённые тяжёлыми и объёмистыми сумками, пытаются разминуться в узких проходах. Торговля идёт, как последний раз в жизни: по крайней мере, с таким количеством продуктов в мирное время есть шанс протянуть, как минимум, пару недель и не оголодать.
Чего официально не встретишь, так это фейерверков. Так–то они продаются, причём весьма активно – ну не верится, что весь город, грохочущий в новогоднюю ночь, тратит на полчаса веселья десятки тысяч тенге в крупных магазинах. На рынках–то наверняка подешевле будет, а производство везде китайское.
Удивительные ценники
В Оренбурге, на первый взгляд, всё оказалось скромнее. Хотя, казалось бы, суббота, канун католического рождества – самое время для последних приготовлений и повального шопинга. Наверное, погода подвела, и в такой мороз никто шататься по улицам просто не рискнул.
Идёшь по рынку, любуешься ценниками и радуешься, а местами даже удивляешься. На картонке рядом с варежками маркером аккуратно выведено число 50, шапки – 200, свитера – 300. Чуть дальше расположился ларёк с дисками, за CD просят 100, за DVD – 200. «И правильно, – проносится в голове, – кто ж их в наше время ещё покупает, когда интернет есть?».
И только потом вспоминаешь, что валюта–то другая. Переводишь в привычные тенге, и тут начинается самое интересное.
Небольшая разница
Но в целом разница между ценами на товары в Оренбурге и Актобе, стоит признать, настолько незначительная, что дорога почти в три сотни километров ради какой–то мелочёвки вряд ли окупится. Хотя, может, оптовикам всё же выгодно, но закупаются контейнерами далеко не все.
Пуховик, похожий на тот, который на рынке в Оренбурге продают тысяч за 5 рублей, можно отыскать и у нас тысяч за 25–28. Есть и дороже, разумеется, были бы деньги. Производство – всё тот же Китай, Бишкек, местами – Россия. По крайней мере, если верить продавцам и этикеткам. Но ценовой разбег конкретно на рынке едва ли большой.
Что сразу бросается в глаза, особенно когда как следует нагуляешься по улицам, – это термобельё. В Актобе его вряд ли просто так отыщешь, а на каждом оренбургском прилавке лежит хоть одна внушительная стопочка. Сумма на ценнике – 500 рублей. Смотришь на эти развалы и сразу понимаешь, что не зря иностранцы первым делом вспоминают холодные зимы. Казалось бы, совсем близко живём, а вот вам и разница.
Купите хоть что–нибудь!
Надоело мёрзнуть на улице? Вокруг рынка выросли крытые павильоны, куда, судя по всему, и переехала часть торговцев. Тепло, светло, на входе охрана – что ещё надо?
На первом этаже у самого входа орудует техничка. С мастерством ниндзя она орудует шваброй и вдохновенно подгоняет всех, кто рискнул пройти мимо. Практически классика:
– Опять натоптали! Опять! Сколько ж можно грязью обрастать!
– Ну, тёть Надь...
– Что, тёть Надь? На два дня отлучилась, а они ходят грязные. Ууу, зла не хватает!
И больше никто под горячую руку (а вернее, швабру) не лезет. Себе дороже!
Миновав оплот чистоты и порядка, проходишь к торговым рядам. Если в стоящем буквально бок о бок заново отстроенном ТЦ «Восход» людно, шумно и работают всем известные фирменные бутики, то в зданиях самого рынка немного пустовато. То ряд пустых торговых помещений попадётся, то на закрытой двери интригующий призыв «Стучите открыто». Видимо, кто–то пытался скрытничать даже тут.
А продавцы всё дожидаются хоть кого–то из покупателей. На втором этаже вообще оказывается почти пусто, лишь молодые девушки, пьющие чай, с надеждой просят: