70 лет спустя
«Всё для Победы! Зальём пасть кровожадному Гитлеру нашим горячим металлом!». Такой плакат висел над единственной печью Актюбинского завода ферросплавов 20 января 1943 года. В день, когда родился завод. | ||||||||||
В сущности, Актюбинск обязан своим превращением в город двум обстоятельствам: строительству железной дороги Москва-Ташкент, проходящей через него, и возведению завода ферросплавов – первого крупного промышленного предприятия региона. Не было бы этих двух грандиозных строек, неизвестно, как бы сегодня выглядело основанное в 1869 году военное укрепление Ак-Тобе.
НАСТЫРНЫЙ ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Никакого завода ферросплавов в Актюбинске не было бы, если б в 30-х годах прошлого века в сотне километров от города в поселке Донском не были открыты одни из самых богатых залежей в мире хромитовых руд. Именно на их базе и было решено построить четвертый в Советском Союзе и самый мощный в то время ферросплавный завод. А ферросплавы являлись важнейшим компонентом для выплавки стали.
Экономисты подсчитали и решили, что выгоднее всего строить такой завод в оренбургском Орске. В этом небольшом городке уже тогда действовали несколько крупных промышленных предприятий и была запущена своя теплоэлектростанция, тогда как в Актюбинске, хотя и областном центре, ничего подобного и в помине не было.
В советском правительстве, похоже, разгорелись нешуточные баталии по этому вопросу, но решение в пользу казахстанского города «продавил» первый секретарь Актюбинского обкома партии Яков ИНОЧКИН. Уже осенью 1939-го в Актюбинск прибыла правительственная комиссия для выбора площадки под строительство.
Возведение завода ферросплавов в голой степи у Актюбинска началось в 1940-м году, и основным строительным инструментом оставались лопата и кирка. Тем временем из рудников Донского к месту строительства загодя на подводах подвозили хромитовую руду, чтобы создать её запас для будущего гиганта чёрной металлургии.
НА КОСТЯХ ЗЭКОВ
О возведении АЗФ всегда рассказывали как о «народной стройке», в которую включились и актюбинцы, и направляемые сюда со всех концов страны по комсомольским путевкам молодые люди. Правду о первых строителях АЗФ решились рассказать много позже.
Актюбинские краеведы Фёдор и Юрий ТАРАСЕНКО в своём документальном повествовании «Город. Годы. Люди. Жизнь» открыто пишут, что завод от первого колышка до печи, могущей дать металл, был построен заключёнными.
Строителями АЗФ были зэки из 14-й исправительно-трудовой колонии КарЛАГа, базировавшейся в Актюбинске, на базе которой и был создан Актюбинский строительный комбинат НКВД. Были моменты, когда на стройке были задействованы до 10.000 человек. Почти половина из них отбывала назначенные сроки по 58-й статье уголовного кодекса с формулировкой «социально опасный элемент».
Завод строился в необыкновенно сжатые сроки абсолютно бесправными людьми. 12-часовой рабочий день, полуголодное существование, постоянный холод истощали людей, доводя до полного изнеможения.
ПОМОЩЬ ОТ СТАЛИНА
После сдачи первых 10 бараков из Уральска прибыл спецконтингент строителей. К зиме были запущены лесопильный цех и бетонный завод. С началом войны почти весь автопарк завода вместе с водителями был мобилизован на фронт, а снабжение стройки стало происходить с перебоями. И тогда секретарь обкома Иночкин решился на страшную вещь – написал письмо о трудностях Сталину.
«Война с проклятыми фашистами требует от нас закончить строительство первой очереди этого важнейшего оборонного завода в срок. Для этого мы имеем достаточное количество рабочей силы, стремление к этому всей партийной, комсомольской, профсоюзной организации и всего коллектива завода», – говорилось в нем.
Яков Иночкин попросил у вождя ускорить вопрос с завозом металлоконструкций, турбин на строящуюся ТЭЦ, железнодорожных рельс и шпал.
Иночкин наверняка не был глупым человеком, он прекрасно понимал, что требовать что-то от верховного главнокомандующего да еще в разгар войны – смерти подобно. Одна фраза Сталина – и он присоединится к тем нескольким тысячам, что под конвоем возводят в степи металлургический гигант.
Но в Москве решили иначе. Материалы стали поступать, а для контроля над строительством в Актюбинск командировали майора госбезопасности Михаила ЦАРЕВСКОГО – человека, насколько талантливого в организации «народных строек», настолько и беспощадного. Царевский еще в далеком 1918-м познакомился со Сталиным и имел за плечами блестящий опыт руководства строительством Беломорского канала и Горьковского автозавода. После он дослужился до генерала и получил звезду Героя Социалистического труда.
ДЕВЧЕНКИ И МАЛЬЧИШКИ
Стране требовался металл, и АЗФ его дал. 20 января 1943 года первая печь завода «Комсомолка» выплавила первую партию феррохрома. Меньше чем за три года в голой степи в условиях военного времени вырос целый завод, долгое время бывший крупнейшим в Советском Союзе.
Сегодня их, участников первой плавки, в живых осталось только четверо. Две из них, Раиса ПЕТРУХИНА и Галина ПИЛЕЦКАЯ, пришли на завод 15-летними девчонками. В минувшую пятницу обе были почётными гостями на юбилейной плавке, посвящённой 70-летию завода.
– Пришла я в сентябре 42-го, и было мне тогда всего 15 лет, – вспоминает Раиса Григорьевна. – На кран меня не брали, мол, маленькая ещё. Тогда я поставила ультиматум: хотите, чтобы в комсомол вступила – берите крановщицей. И с мужем своим здесь же познакомилась – он был бригадиром «Комсомолки».
– Голодные мы были, раздетые, – вторит подруге Галина Андреевна. – Но держались! Кусочек хлеба дадут – бежишь скорее домой, отдаёшь маме. На заводе вручную всё таскали: тележки разгружали, в бункера лазили. Молоденькие же все – мне и шестнадцати не было. Так жизнь вся прошла на заводе, двоих детей вырастила, муж рано умер…
А вот Петя ПЕТЛЮХ из мартукской деревни Полтавка, едва окончив семилетку, подался в школу авиационных механиков. Окончил её на круглые пятёрки и отправился работать в Николаевск-на-Амуре. Отработал там два года и был призван в армию. После службы собрался было отправиться на остров Диксон, но вернулся домой. Старший брат Михаил, уже шесть лет работавший на заводе ферросплавов, позвал младшего к себе. Со временем Петю Петлюха коллеги стали величать Петром Степановичем. Не только по причине возраста, но и потому что Петлюх стал директором завода.
Теперь и Михаил, и Пётр Петлюх уже на пенсии. Но вместе с Раисой Петрухиной и Галиной Пилецкой были приглашены на юбилейную плавку феррохрома. Вместе с ними на главном почётном месте сидел и 84-летний Наум ЭПШТЕЙН, которого все на заводе в глаза величают патриархом чёрной металлургии Казахстана. Наум Исаакович более 60 лет отдал АЗФ и давно на пенсии, но оставлять родной завод не собирается. Каждый день, как и много лет назад, он – на рабочем месте.
ВСТРЕЧУ НАЗНАЧАЕМ У «КОМСОМОЛКИ»
18 января 1943 года первая печь первого плавильного цеха первого ферросплавного завода Казахстана была поставлена на разогрев и 20 января 1943 года дала первый, так необходимый фронту, металл.
20 января 2013 года коллектив отдал дань памяти своей богатой истории и людям, её делающим, и, не прерывая производственного процесса, выдал юбилейную плавку феррохрома. Плавка происходила в присутствии первых металлургов завода на той же самой печи, с которой и начиналась история Актюбинского завода ферросплавов.
– Бригаду, которой достанется столь высокая честь, мы выбирали по итогам соревнования, – говорит заместитель начальника первого плавильного цеха, металлург с 22-летним стажем Владимир ГЕРАСИМЧУК. – В смену из печи производим четыре выпуска металла. За один раз выходит от 10 до 12 тонн металла. Сегодня у «Комсомолки» на трудовом дежурстве стоят начальник смены, три плавильщика и крановщик, которые своим каждодневным трудом завоевали право осуществить юбилейную плавку, чтобы не ударить в грязь лицом перед ветеранами и старшими товарищами. Да что там говорить – мы все будем в этот момент возле «Комсомолки», раз такое великое дело!
* * *
По большому счёту, Актюбинск обязан своим превращением в город двум обстоятельствам: строительству железной дороги Москва-Ташкент, проходящей через него, и возведению завода ферросплавов. Спасибо тебе за город, завод!
|