Одиннадцать крупных нефтедобывающих стран, от Саудовской Аравии до Венесуэлы, в настоящее время преследуют идентичные цели – совсем как друзья Оушена. Как и в голливудском блокбастере, им надо провернуть блестящую аферу: привлечь новые средства и сократить расходы.
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
Эр-Рияд принял весьма рискованные меры. На протяжении многих десятков лет в королевстве действовал негласный социальный контракт: власти поставляют населению практически бесплатное топливо, электричество и воду, а оно в ответ не требует политических перемен. Теперь субсидии на все эти статьи отменены, а власти планируют ещё и ввести новые налоги.
В 2015 году Саудовская Аравия впервые за 10 лет выпустила новые гособлигации. Валютные резервы за прошлый год сократились на $115 млрд. Власти активно обсуждают частичную приватизацию нефтяной госкомпании «Aramco», дабы привлечь средства.
Прогноз роста ВВП Саудовской Аравии на текущий год составляет 1,9% против 3,4% в 2015 году. Дефицит бюджета благодаря принятым мерам экономии может сократиться с 16% до 14,3%.
ИРАК
Второй крупнейший производитель нефти в ОПЕК сократил бюджет-2016 на 12% до $88 млрд. Причём в этом новом бюджете не предусмотрено никаких новых инвестиций – только поддержка текущих проектов. Багдад сократил зарплаты в госсекторе, но у него (в отличие от саудовцев) есть уважительная причина: борьба с боевиками ИГИЛ на собственной территории.
В прошлом году Ирак обратился в МВФ и получил $1,24 млрд помощи. В 2016 году фонд может выдать ещё один транш, если Ирак сможет сократить дефицит бюджета и пройти проверку комиссии. Багдад также рассматривает возможность выпуска гособлигаций.
По оценкам МВФ, рост ВВП Ирака в 2015 году был нулевым. Однако уже в 2016 году показатель может подскочить до 7,1% благодаря росту добычи нефти. Дефицит бюджета должен сократиться с 23,1% до 17,7%.
РОССИЯ
Россия получает порядка половины налоговых поступлений от нефтегазового сектора. Из-за низких цен на нефть рубль сильно упал, а инфляция в марте 2015 году достигла 13-летнего максимума (16,9%). К декабрю удалось умерить рост цен до 12,9%, но это всё ещё в 3 с лишним раза выше цели Центробанка.
Правительству нужно сократить расходы на 1,5 трлн рублей ($19 млрд), чтобы избежать падения ВВП больше чем на 6% в текущем году. Одной из мер экономии стал секвестр бюджета на 10%. Власти всерьёз задумались над приватизацией. Причём по примеру «Saudi Aramco» предлагать будут не компании второго эшелона, а сразу весьма крупные и привлекательные активы, которые в том числе должны заинтересовать и зарубежных инвесторов. Привлечение заграничных инвестиций может стать официальной частью программы. Первые в очереди на приватизацию «Роснефть», «Башнефть» и «АЛРОСА». По оценкам властей, за 2 года продажа долей в госкомпаниях может принести порядка 1 трлн руб. ($12,5 млрд).
Это должно помочь российской экономике. Судя по прогнозам, сокращение ВВП может замедлиться до 0,8% против 3,7% в прошлом году. Тем не менее дефицит бюджета вырастет с 2,6% до 3,2%
КАЗАХСТАН
В августе прошлого года Казахстан окончательно перешёл на плавающий валютный курс, так как девальвация в России и Китае сделала защиту тенге слишком дорогой. Нурсултан НАЗАРБАЕВ призвал к масштабной приватизации во всех секторах – от НПЗ до телекомов. Средства от частичной продажи госпакетов планируется пустить на погашение долгов.
Второй крупнейший производитель нефти на территории СНГ инвестирует в возобновляемые источники энергии, дабы снизить свою зависимость от углеводородов. Казахстан планирует увеличить долю «зеленой» энергии до 3% к 2020 году и до 10% к 2030 году. Астана рассматривает возможность привязать субсидии на возобновляемые источники к доллару: это поможет привлечь западных инвесторов.
В соответствии с прогнозом ВВП Казахстана вырастет на 1,5%, как и в 2015 году. Дефицит бюджета должен сократиться с 3,3% до 2,6%.
АЗЕРБАЙДЖАН
Азербайджан, как и Казахстан, на фоне дешёвой нефти перешёл к свободному валютному курсу. Манат рухнул сразу на 50%, пришлось вводить жёсткие меры контроля капитала. Снизить давление это не помогло. В январе «Standard & Poor's» понизило суверенный рейтинг Азербайджана до «мусорного». Страна слишком сильно зависит от цен на нефть, а они вряд ли скоро вернутся к уверенному росту, заявило агентство.
По Азербайджану поступает противоречивая информация. Ходят слухи, что без экстренной помощи от МВФ не обойтись. Но официальный Баку всё опровергает: чиновники валютного фонда якобы приезжали только для того, чтобы дать советы по улучшению бизнес-климата и проведению приватизации.
В прошлом году экономика Азербайджана выросла на 1,1%, но в 2016 году, по прогнозам S&P, сокращение может составить 1%. Дефицит бюджета должен сократиться с 9,2% до 5,5%.
ВЕНЕСУЭЛА
Президент Николас МАДУРО честно назвал падение цен на нефть «финансовым бедствием». В 2015 г. поток долларов в страну сократился на 64%, что связано в первую очередь с резким падением доходов от экспорта сырой нефти. Инфляция уже и так поставила мировой рекорд, достигнув отметки 275%, а, по прогнозам МВФ, в 2016 году она вырастет ещё в 2 с половиной раза до 720%.
По количеству запросов Венесуэла официально стала наиболее часто требующей экстренного заседания страной, входящей в состав ОПЕК. За пределами картеля такие призывы поддерживают, но блок арабских стран организации остаётся непреклонным: съезды исключительно по графику, и следующий – только летом.
В 2016 году ВВП Венесуэлы сократится на 4,8% после падения на 8% в прошлом году. Дефицит бюджета составит 8,7% против 10,5% годом ранее.
АЛЖИР
Изначально власти страны в борьбе с низкими ценами на нефть рассчитывали лишь на накопленные валютные резервы. Но когда период низких котировок затянулся, в Алжире стали прибегать к более жёстким мерам. По примеру Саудовской Аравии власти отменили субсидии на бензин, воду и электричество. НДС по ряду товаров и услуг повысили с 7% до 17%. Расходы бюджета на текущий год сокращены на 9%. Власти не отпускали динар в свободное плавание, но провели девальвацию, вследствие чего инфляция в 2016 году должна вырасти до 4,1%
По прогнозам МВФ, рост ВВП Алжира может ускориться до 3,9% по сравнению с 3% в 2015 году. Дефицит бюджета должен сократиться с 13,9% до 11,4%.
ОБЪЕДИНЁННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ
ОАЭ – вторая крупнейшая экономика арабского мира. Следуя примеру влиятельного соседа, эмираты упразднили транспортные субсидии и теперь планируют пустить под нож электричество. Абу-Даби увеличил тарифы на воду и электроэнергию для населения на 170% и на 40% соответственно. Ряд госкомпаний, включая ж/д перевозчика «Etihad Rail», сократил сотрудников. По оценкам HSBC, ОАЭ могут сопротивляться низким ценам на нефть успешнее многих соседей, однако всё зависит от продолжительности периода.
Рост ВВП ОАЭ должен составить ровно 3%, как и в прошлом году. Дефицит бюджета сократится почти в 2 раза с 4% до 2%.
КАТАР
Небольшая, но крайне богатая природным газом арабская страна собирается сократить госрасходы в 2016 г. на 7% до $56 млрд. В бюджете запланировано падение доходов на треть, однако главный финансовый документ Катара верстался исходя из цены нефти в $48 за баррель, так что всё может быть ощутимо хуже.
Рост экономики Катара должен незначительно замедлиться и составить 4,5% против 4,7% в прошлом году. Бюджет значительно пострадает: дефицит может составить 2,1%, при том, что в прошлом году был профицит на уровне 1,7%.
НИГЕРИЯ
Крупнейшая нефтедобывающая страна Африканского континента хочет попробовать выйти из кризиса за счёт кредитов МВФ и Всемирного банка. Нигерия планирует финансировать рекордные расходы и стимулировать экономический рост, который в прошлом году упал до минимума с 1999 года. По дефициту бюджета был установлен исторический рекорд: 3 трлн в местной валюте, или $15 млрд. Нефть даёт Нигерии почти 100% экспортных и 2/3 общих доходов.
Прогноз по ВВП Нигерии на 2016 год составляет 4,1%. Дефицит бюджета вырастет с 1,9% до 2,3%.
ИНДОНЕЗИЯ
Индонезия – крупнейшая экономика Юго-Восточной Азии. Индонезия чувствует себя лучше многих нефтедобывающих стран, так как получает доходы не только за счёт углеводородов. Тем не менее в прошлом году президент одобрил отмену субсидий на бензин и ограничение – на дизельное топливо. Прочих чувствительных социальных вопросов, вроде налогов, воды и электричества, индонезийские власти решили пока не касаться.
Относительная стабильность экономики Индонезии отражается в прогнозах. ВВП должен вырасти на 5,2% против 4,7% в прошлом году. Дефицит бюджета останется без изменений на уровне 2,3%.