В четверг, в день траура, в мечети «Нур гасыр» читали молитву по жертвам прошедшего теракта.
– В этот день мы выражаем свои слова соболезнования семьям погибших. Все верующие Актобе и Казахстана скорбят о жертвах террористических нападений. Мы молимся, чтобы души, которые унесли эти кровавые события, нашли своё успокоение, – объясняет главный имам областной мечети «Нур гасыр» Толеби ОСПАН.
Собеседник обстановку в нашей области называет стабильной:
– Из-за действия нескольких человек я не могу сказать, что в нашей области преобладают приверженцы деструктивных течений.
В ДУМК рассказали, что двери мечети открыты для всех прихожан, но задержанные и погибшие преступники не посещали мечеть около полугода, поскольку за некорректное поведение получили запрет.
РЕЛИГИЯ ОТ НИХ ДАЛЕКО.
Президент «Центра по изучению проблем экстремизма и терроризма Республики Казахстан», религиовед Серик ТАДЖИБАЕВ уверен, что действия террористов, убивающих людей, направлены против человечества. У специалиста свой взгляд на июньские события 2016-го года, заставившие содрогнуться всю страну.
– Конечно, это событие затронуло весь Казахстан, оказав пагубное влияние на мирную жизнь и спокойствие в стране. По итогам любого действия можно узнать истинный замысел человека. Например, в результате преступных действий боевиков стало ясно, что они являются настоящими террористами. Их главной целью было навести страх и панику на всю общественность.
Учиняя разгром на улицах города Актобе и стреляя в прохожих, террористы показали своё истинное лицо. Преступники, воплощали свои жестокие замыслы, и, конечно же, их не интересовала национальная и религиозная принадлежность тех, кто появлялся у них на пути. А тот факт, что данные события произошли в преддверии священного месяца Рамазан – главным образом отрицает принадлежность этих действий к элементарным атрибутам религии, – пишет учёный.
Сейчас общество находится в замешательстве. Официально заявлено, что преступники являются приверженцами нетрадиционных религиозных течений.
– Произошедшее так или иначе дурно влияет на людей, преданных вере. Если говорить теологическими терминами, то терроризм и религия так же противоположны друг другу, как белое и чёрное. Религия – это мир и спокойствие, поклонение и благонравие, здравомыслие и человечность. Терроризм же основан на насилии, запугивании и шантаже. Нет никаких оснований связывать события в Актобе с верой и религией, – заявляет Таджибаев.
Коллегу поддерживают и теологи из актюбинского центра «Ансар»:
– Ужасающим для всей страны фактом стала гибель ни в чём не повинных жителей города. Трое военнослужащих, пытаясь защитить свою Родину и соотечественников от опасности, были жестоко убиты террористами. Мы выражаем свои соболезнования родным погибших и скорбим вместе с ними. Пусть Всевышний окажет погибшим милость, а родным даст силы и терпения.
МЫ ПРОТИВ ВОЙНЫ.
Религия Ислам строго указывает мотивы вступления в военные действия. Коран призывает к предотвращению войны, а также запрещает необоснованные боевые действия. А использование оружия дозволено лишь в целях защиты родины от противника.
– Заглядывая в историю, мы понимаем, что все битвы, в которых участвовал Пророк Мухаммад,были совершены в целях защиты от врага.
Если рассмотреть решения шариата по данному вопросу, то убийство невинного человека является тяжким грехом и большим преступлением. Жизнь каждого человека священна, и почитать другую жизнь – обязанность каждого. Наш пророк Мухаммад сказал: «Душа и имущество человека – святы, как время стояния на горе Арафат в день жертвоприношения месяца мухаррам». Запрещается посягать не только на жизнь человека, но и на всё живое, включая животных и насекомых. Умертвление совершается лишь велением Господним. А убийство человека – это ослушание закона Аллаха.
В аятах священного Корана: «Не убивайте человека, ибо это запретил Аллах, кроме, как по праву – месть или наказание. А если кто был убит несправедливо, мы даём его самому близкому родственнику власть над убийцей: просить об отмщении в суде, чтобы не переходить пределы дозволенного в отмщении, не убивать кого-либо другого, кроме убийцы, и не убивать двух людей за одного убитого. Ведь Аллах поддержал его, дав ему право на месть или на получение выкупа, поэтому он не должен преступать пределы.» (Исра, 33), – запрещается убивать, нападать на мирных людей, – поясняет Серик Таджибаев.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.
В 93-ем аяте суры Ниса сказано: «Тому, кто умышленно убьёт верующего, воздаянием будет ад, где ему вечно пребывать. На нём гнев и проклятие Аллаха, Ему назначены Аллахом тяжкие муки. Ведь это – самое большое преступление в ближней жизни».
Священнослужители отмечают, что убийство, терроризм – поступки, противоречащие религии Ислам, ведь создатель строго запретил нападение на мирных людей а также совершать насилие. К сожалению, на сегодняшний день преступные группировки прикрываются знаменем мусульман, совершают ужасные преступления.
– В вышеприведённом аяте создатель предупредил о наказании, что ожидает их, – предостерегает Таджибаев. – Также в суре Бакара сказано: «аль-Фитнату – ашшаду мин аль-катл», что в переводе на русский язык означает: «Воистину, смута хуже, чем убийство». А распространение смуты способно внести раздор в любое общество либо государство, то есть является злодейством по отношению к людям.
Именно по этой причине одним из крупнейших грехов в Исламе является смута. То есть распространение неурядиц и беспорядков. Человек, сеющий раздор, является врагом мусульман, потому что наставляет, натравливает друг против друга братьев по вере.
Не нужно забывать, что все люди равны перед Богом, и только их дела возвышают либо понижают их уровень перед Господом. Кто будет призывать к добру и дружелюбию, будет одарен счастьем в обоих мирах. Пророк говорил: «Те, кто далёк от распространения смуты и раздора, по-настоящему счастливы», – что является доказательством того, что и он призывал к миру и добру. Поэтому религия Ислам предполагает всеобщественное воцарение мира, расширение дружелюбных отношений.
Данных правил мусульмане придерживались испокон веков, и по этой причине сохранили добрые взаимоотношения с другими конфессиями. Исламское общество показало себя как толерантное, отзывчивое, доброжелательное, насколько великим и чистым будет намерение в Исламе, столь великим и чистым должен быть путь к его достижению, – заключает религиовед.
Главный имам областной мечети «Нур гасыр» Толеби Оспан надеется, что мир и согласие вновь воцарятся на актюбинской земле.
Даяна АЛИХАН,
Фото автора