ЗАГАДКА НА ФОТОКАРТОЧКЕ
Когда в нашем городе только появился военный гарнизон, сюда стали съезжаться купцы со своим немудрёным товаром. У подножья Белого холма появились первые магазины – скромные лавки в саманных землянках. Так получилось, что особенно приглянулось это место татарским купцам. Видимо, им было проще найти общий язык как с местными жителями, так и с солдатами Российской Империи. Среди приезжих было много набожных мусульман. Сам собой возник вопрос о строительстве мечети.
Организовать строительство по всем правилам, хорошо владеть арабским языком, понимать все нюансы религии и при этом решать бытовые вопросы о поставках стройматериалов должен был очень образованный во всех областях человек. Поэтому сюда из Оренбурга приехал Ахмет Фазыл КУРБАНАЕВ, первый актюбинский мулла. О его образованности говорит хотя бы тот факт, что даже бытовые записи на татарском языке он вёл арабской вязью. В семейном архиве внуков хранится фотокарточка, на оборотной стороне которой первый мулла оставил назидание потомкам. Запись сделана именно так, по–татарски, арабской вязью. Внуки до сих пор не могут найти в Актобе специалиста, который смог бы её перевести.
ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ В ЖИТЕЙСКИХ ВОПРОСАХ
Ахмет Фазыл поселился тут в 1892 году, а первый камень мечети был заложен в 1901–м. Проект и смета были давно готовы, но средств на строительство из–за неурожая не хватало. Бизнес шёл в те годы неважно. Актюбинские мусульмане ждали открытия долгих три года, и если бы не купец из Оренбурга, который пожертвовал особенно крупную сумму, то, возможно, мечеть так бы и не достроили.
Семнадцать лет подряд верующие приходили сюда на молитву. Зал не мог вместить всех желающих, и в большие праздники люди становились на колени на площади перед мечетью, но даже тут было трудно найти место для молитвенного коврика.
Тут же располагались гостевой дом для паломников, медресе и жильё для священнослужителей. Ахмет Фазыл жил рядом, всего в сотне метров от мечети. Его дом цел до сих пор, и в нём сейчас живёт правнучка первого муллы. Также сохранилось здание, где Ахмет Фазыл организовал первую татарскую школу.
Люди толпами приходили сюда каждый день. Кто–то помолиться, кто–то получить духовное наставление, кто–то – даже чтобы посоветоваться по какому–то жизненному вопросу. Ведь тут жили начитанные, образованные люди, которые всегда готовы были помочь неграмотному горожанину.
ЛЕПРОЗОРИЙ У СВЯТЫНИ
Неудивительно, когда после революции красным комиссарам не понравилось, что в городе есть люди авторитетнее учителей марксизма–ленинизма. В 1921 году мечеть закрыли. Минареты снесли сразу же, а пустовавшее более десяти лет здание отдали под типографию. Чтобы прежняя слава Татарской слободки как духовного центра Актобе померкла, рядом с бывшей мечетью выстроили лепрозорий. Тогда люди панически боялись проказы, считая её страшно заразным заболеванием, и не решались лишний раз пройти по улице, где лечили «паршивых». Чуть позже рядом появилась и психиатрическая больница, и ассоциации с этим районом у актюбинцев стали совсем уж нехорошими. Духовенство и вообще всех «слишком умных» в 30–ых отправили в Карлаг. Ахмет Фазыл Курбанаев после закрытия мечети не оставил преданность вере. Он отправился с проповедями по аулам Актюбинской области и до сталинских репрессий не дожил. Его не стало в 1934 году.
ТАЙНАЯ МЕЧЕТЬ ТАТАРСКОЙ СЛОБОДКИ
Но истинно верующих это не сломило. Пять татарских семей собрали деньги и выстроили в глубине слободки неприметный домик. О том, что там происходит, мало кому рассказывали. Люди приходили сюда тайком, чтобы почитать Коран, послушать намаз и помолиться. Фактически этот домик долгие годы и был актюбинской мечетью. Даже когда власти стали смотреть сквозь пальцы на «религиозные предрассудки» и в 1951 году на улице Овражной официально открылась действующая мечеть, люди по–прежнему собирались в том самом неприметном домике.
Через сорок лет, в 1991 году, Центральная мечеть снова распахнула свои двери, а 2014 году её капитально отреставрировали, и теперь вместо трёхсот человек, как раньше, она смогла вместить в 10 раз больше. Любопытно, что возводить разрушенный большевиками минарет помогал внук первого муллы Рафкат КУРБАНАЕВ. Тут же, у СТО, на самом въезде в город, верующие выстроили ещё одну новую мечеть. Несмотря на крохотный размер, звук из динамиков на минарете такой мощный, что ночью его слышно даже у автовокзала.
Так что Татарская слободка всё ещё напоминает о себе, как о духовном центре, и привлекает этим мусульман со всего Актобе.
Фото Анастасия ЗЮЗИНА