Спят курганы тёмные, солнцем опалённые
Могильник, представленный в виде курганной насыпи, относится к раннему железному веку. В официальных документах он называется Курайли III. В ходе предыдущих раскопок этот курган обнаружен не был, так как он сокрыт в небольшой лесополосе. После проведённых исследований были обнаружены два кургана, рядом расположенных, одинакового размера, и ещё несколько курганов по округе. Пока исследуется только один курган.
Это захоронение датируется VI-V вв. до н.э., периодом, когда наши земли населяли сарматские племена. Тут было вскрыто 9 погребений, 8 из которых сооружались в виде ям вокруг одного главного центрального, расположенного на древней земной поверхности, над которым перед погребением была возведена шатровая деревянная конструкция. Остатки этой конструкции сохранились в почве могильника.
В центральной могиле было, по предварительным данным, погребено 8 человек. Останки сохранились плохо, и точное число погребённых археологам ещё предстоит выяснить.
– Мы предполагаем, что цельный круг не был завершён из-за смерти главного человека, погребённого в шатре, или из-за потери власти этого племени в регионе, – поделился старший научный сотрудник Актюбинского областного историко-краеведческого музея Нурсултан БАИРОВ. – Не исключено, что данный курган возведён именно для семьи, а не для конкретной воинской знати и группы верных общему делу людей, потому что очень много детей мы здесь обнаружили. Возможно, это связано с болезнями, более точный ответ будут давать антропологи. Этот курган сооружался постепенно, в течение лет пятидесяти. По мере этого и могил тут становилось больше.
Тайна древнего жертвенника
Культура сарматов известна и неплохо изучена. Племена исповедовали многобожие, большое влияние на них оказал зороастризм. Особое отношение было к образу меча и отважного героя. Это не могло не отразиться на структуре захоронения.
Любопытными находками стали золотые подвески, подпружные пряжки в виде верблюдов, заупокойная пища, керамическая посуда, серьги и, особенно, акинаки (укороченные мечи). Именно оружие помогло установить датировку данного захоронения.
Довольно интересной находкой стал каменный жертвенник с изображением либо лошади, либо волка (смотря с какой стороны на него смотреть). Притом, жертвенник стоит на трёх ножках, и только на двух имеется наскальная графика, а третья заведомо сделана без изображений. Предполагается, что жертвенник готовился именно к этому погребальному обряду. Возможно, волк и лошадь что-то значили для главного усопшего. Как известно, волки в мифологии сарматских племён охраняют людей от мира мёртвых, а грифоны, чьи изображения тоже видны на данных ископаемых предметах, охраняют небесный свод. Эти суеверия передавались из поколения в поколения, и перешли в культуру казахов. Например, похожий орнамент есть на многих кулпытасах.
Судьба кургана оказалась незавидной. Он был осквернён грабителями, вынесшими много ценностей и раскидавшими останки. Предполагается, что древние вандалы просто выкинули останки, как минимум, 10-и человек. Об этом говорят следы подкопа.
– Был обнаружен подкоп центрального погребения, что позволило утверждать версию об ограблении, – комментирует директор Актюбинского областного историко-краеведческого музея Мейрам ДУЙСЕНГАЛИЕВ. – Обычно в подобных захоронениях встречается поломанное зеркало. Так делали, чтобы изгнать злого духа, но в этом кургане таких зеркал нет.
Осквернители могил с экскаватором
Погребальный обряд исследуемых курганов показывает разновекторность сложения данной культуры, то есть в середине шестого века сюда мигрировали разные народы, о чём свидетельствуют сам погребальный обряд и находки. Например, влияние скифов, пришедших с территории Северного Кавказа и современной Украины. Об элитарности свидетельствуют не только золотые украшения, но, в первую очередь, сам погребальный обряд. То есть наличие деревянных шатров по центру вместо обычных могильных ям – это показатель элиты.
– Этот могильник обнаружил я года два назад в ходе инспекторской проверки центра исследований и реставрации и охраны историко-культурного наследия, – говорит старший научный сотрудник Актюбинского областного историко-краеведческого музея Аслан МАМЕДОВ. – Удалось установить, что могильник расположен в одном из центров кочевий середины первого тысячелетия до нашей эры, о чём свидетельствует наличие здесь большого количества могильников и больших (так называемых царских) курганов.
К сожалению, грабители угрожают курганам и в наши дни.
Этой весной кто-то пытался грабить соседний курган, причём пришли вандалы с тяжёлой техникой, ковшовым погрузчиком и металлоискателями. Помешала разрушению археологического памятника только некомпетентность грабителей. Не зная об устройстве кургана, копать они стали совсем в другом месте.
Сейчас проблем археологам добавляют частные организации. Они попросту не дают разрешения на исследование земель, которые арендуют. Хоть препятствовать археологам и запрещено законом, частники всегда находят весомые причины, чтобы не пустить к себе учёных. Особенно этим грешат нефтяные компании.