Школа, здравствуй и прощай
Почётный житель Актобе Сергей ПРОХОРОВ всю жизнь посвятил педагогике. Большинству горожан он знаком как директор специализированной школы №7. Профессия педагога всегда привлекала его, но учителем его сделала случайность.
После школы Сергей Михайлович отправился поступать в крупный свердловский институт, но там был очень большой конкурс на место, и актюбинский абитуриент срезался на экзамене. Однако, когда он вернулся домой, мечту о высшем образовании Сергей не бросил. Тогда только открылся актюбинский пединститут. Он располагался в нынешнем здании средней школы № 2 по улице Горького (ныне Асау Барака). Физику там преподавал Пётр Яковлевич ШИБАЕВ. Он не только охотно принял юношу на свой факультет, но и назначил его старостой.
– Я тогда растерялся. В жизни никогда не руководил, а тут такая ответственность! – вспоминает Сергей Михайлович. – Но Пётр Яковлевич сказал: «Я верю, ты справишься!».
А у нас есть в классе газ
По качеству образования долгое время лидировала школа № 2. В 50-е она располагалась по улице Коммунистической (ныне Алтынсарина). Сейчас на этом месте стоит экономический факультет АРГУ. Так сложилось, что после войны тут собрались самые лучшие педагоги города. Кто-то оказался здесь после эвакуации, а кого-то направили по распределению в стремительно растущий город. Здание школы было ветхим, строили его наскоро. Когда школу сносили, рабочие находили кирпичи с клеймом «1936 год». Поэтому ученики школы №2 тихо завидовали ребятам из 11-ой школы, которым повезло учиться в красивом здании бывшей гостиницы, или ученикам школы №1, которая располагалась в добротном здании за парком имени Пушкина.
На том месте, где построена нынешняя школа №2, стоял ветхий одноэтажный деревянный домик. В нём располагалась школа №3. Там учились ребята с Курмыша, и кирпичное здание на Коммунистической казалось им чуть ли не дворцом. Впрочем, первенство второй школы по качеству образования длилось недолго.
Строились новые школы, приезжали новые педагоги, которые болели за свой предмет, и у каждого учебного заведения появился свой повод для гордости. Школа №8 славилась сильной физикой, 14-я – лучшим кабинетом химии, где хранилось интересное оборудование; кто-то строил теплицу, а кто-то гордился лучшей в городе спортплощадкой. Всё зависело от стараний директоров. С наглядными пособиями проблем не было. В Актюбинске работал специальный магазинчик, где продавалось всё необходимое для хорошего образования. Этот маленький домик, стоявший почти на берегу Илека, был знаком всем учителям.
Из Лондона в космос
Стремление сделать свою школу уникальной и самой лучшей в городе держалось десятилетиями. Так, директор школы №2 после поездки в Великобританию добился оснащения классов с углубленным изучением английского языка самыми передовыми чудесами техники, вроде проекторов и лингафонных кабин, а руководитель группы продлённого дня Галина ПАЦАЕВА, сестра актюбинского космонавта, проводила внеклассные занятия с космической тематикой. Даже комната, где детишки могли прикорнуть после занятий, называлась не спальней, а сурдокамерой.
Работа учителя тогда была очень уважаема. Как это ни странно, вплоть до конца 80-ых дефицита кадров тут не наблюдалось, и это когда на всех актюбинских предприятиях постоянно требовались работники. Дело тут совсем не в деньгах, ведь и тогда получали учителя не так уж много, по сравнению с рабочими на заводе, а ответственности и нервной нагрузки было куда больше. Просто приходили в школу люди, по-настоящему преданные своему делу.
Физкультпривет!
Учителя старой закалки по-настоящему любили свой предмет и искренне хотели, чтобы ребята его тоже полюбили. Им было недостаточно, чтобы ученик просто вызубрил свой урок и отбарабанил его у доски. Они хотели, чтобы наука запомнилась на всю жизнь. Педагоги того времени умудрялись найти подход к каждому ученику. На кого-то приходилось надавить, у другого – сыграть на самолюбии, у третьего – пробудить любопытство. Результат давал о себе знать. Даже заядлые шалопаи с «Камчатки» запоминали немалую часть школьной программы. Причём учителя развивали ребят всесторонне. И мечтательный романтик мог решить математическое уравнение, и парень с техническим складом ума – процитировать «Евгения Онегина». Более того, любовь к своему предмету они прививали даже за пределами класса.
– Я учился в 14-ой школе. Наш физрук Александр Никитич Сердечный, был настоящим фанатиком физкультуры. Мы, пацаны, между собой звали его просто Никита. Так вот, Никита гонял нас страшно. Он увлекался акробатикой, и нас тоже учил. Под его руководством пацаны выстраивали пирамиды. А так – баскетбол, футбол. И всегда выжимал из нас все соки! Зато все ребята были хорошо развиты, и никто на здоровье не жаловался. Наше любимое развлечение зимой было отправиться за речку на лыжах. Там мы катались с горок, пока сил хватало, а потом ещё добирались домой. Летом в походы ходили с ночёвкой. И родители за нас не переживали. Знали, что мы уже взрослые, самостоятельные. – улыбается Сергей Михайлович.
Пацанский кодекс чести
Такое разностороннее воспитание воспитало несколько поколений, которые могли и стихи почитать девушке, и быстро рассчитать необходимое количество кирпичей при постройке сарая, и электропроводку починить, вспомнив уроки физики. Но главным достижением педагогики того времени стало воспитание человечности.
Пацанские разборки существовали всегда, но у мальчишек 50-60-х был настоящий мужской кодекс. Например, никто и пальцем не трогал парня, гуляющего с девушкой, а лежачего не били. В те времена улица враждовала с улицей, район Москва соперничал со всеми. Драки больше напоминали дуэли. Соперники заранее договаривались, будут они биться до первой или до второй крови. За запрещённые приёмы (а тем более за нож или кастет в руках) можно было отхватить от своих же. Единственное оружие, которое позволял пацанский кодекс, – это солдатский ремень с тяжёлой бляхой. Нередки были случаи, когда затеявшие драку потом помогали соперникам умыться и привести в порядок одежду. И вообще, много таких боёв заканчивались настоящей дружбой на долгие годы.
Исправленному верить
Судьба сложилась так, что Сергею Михайловичу довелось преподавать не в самых престижных учебных заведениях. Он работал и в ГПТУ-5, куда отправляли неблагополучных учеников. Слава у училища была соответствующая.
– ГПТУ №5 родители пугали детей. Дескать, будешь плохо учиться и хулиганить, тебя отправят туда, к малолетним преступникам. А на самом деле училище выполняло большую задачу. Благодаря ему, многие ребята, которые оступились или не блистали знаниями, смогли получить востребованную профессию и достойно вписаться в общество, – считает Сергей Прохоров.
Школой №7 пугали ещё больше. В Актюбинске назвать человека выпускником седьмой школы до сих пор считается оскорблением. Тем не менее, благодаря этому учебному заведению многие ребята с ограниченными возможностями смогли не только научиться читать и писать, но и получить необходимые жизненные навыки, и даже добиться успеха на специализированных спортивных соревнованиях.
До 70-ых годов ребят с задержкой развития отправляли в общеобразовательные школы. Из-за этого на педагогов возлагалась дополнительная нагрузка, да и самим ребятам было некомфортно среди здоровых сверстников.
В специализированной же школе группы малокомплектные, и ученикам уделяется больше времени. Более того, на занятиях по рукоделию и на школьных мероприятиях среди детишек обнаруживались настоящие таланты.
Плюс электрификация всей школы
После начала перестройки качество образования постепенно стало уступать советскому. Школы переименовывали в гимназии, училища – в лицеи, техникумы – в колледжи, но в остальном всё катилось вниз. И дело совсем не в том, что в педагогику попадали случайные люди. Учителя старой закалки никуда не делись, и преподавали они даже после выхода на пенсию. Проблемы начинались наверху.
– Помню в 1986-ом году, когда открывалась школа №24, ребят перевели туда срочно. Мы просили подождать хотя бы до конца учебного года, чтобы дети не выбивались из программы, но наверху потребовали переехать в середине года. А там даже ремонт ещё не закончили. В первый же день в здании вырубилось электричество, наверное, из-за дождя. Я стоял на входе, держа в руках переносную лампу на длинном проводе. Догадываюсь, что чувствовали родители, когда видели меня с лампой на пороге тёмного, холодного здания, – говорит Сергей Михайлович.
До основанья, а затем…
В 90-е школьную программу стали спешно перекраивать. Особенно досталось истории, обществознанию и даже географии. Ведь все сравнения в советских учебниках делались в пользу социалистического строя. Распоряжением одного из «умников» из школьной программы убрали уроки музыки, а информатику преподавали математики, ни разу в жизни не сидевшие за компьютером. Произведения литературы, где восхвалялся коммунизм, тоже убрали из программы, а с тем, что поставить на их место, возникли проблемы. Но хуже всего дела обстояли с казахским языком и литературой. Учебников по этому предмету практически не было, и каждый из учителей был вынужден придумывать собственную методику.
В наши дни ситуация значительно изменилась к лучшему. В распоряжении как учителей, так и учеников обширные библиотеки в интернете. Появилось новое поколение талантливых педагогов. Тем не менее преподаватели из прошлого, которых волновали судьбы своих учеников, стали уходящей легендой.