Сколько весит рюкзак первоклассника? Чем кормят наших детей в столовых? Для чего школам потребовались справки с места работы родителей учащихся и личные сведения? Почему в городе, где ведётся активное строительство школ, мы всё ещё говорим о трёхсменке?
Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола. Жаль, что он прошёл без ответственных лиц.
– Я совсем забыла о том, что вы нас пригласили для участия в круглом столе! – заявила руководитель городского отдела образования Лаззат Уразбаева в ответ на звонок нашего корреспондента.
Справедливости ради стоит отметить, что Лаззат Аманжоловна пообещала, что на мероприятие «сейчас придёт представитель гор- ОО». Но никто из ответственного органа так и не пришёл, равно как и не поступило ни одного звонка от чиновников. Видимо, совсем с памятью плохо у сотрудников городского акимата.
Больше удивил руководитель управления по защите прав потребителей Жайдар Курманов, потребовавший письменного приглашения, причём отметив, что обязаны мы его прислать не менее, чем за три дня до даты проведения круглого стола.
– А в каком законе прописана эта норма? – поинтересовался наш корреспондент.
– Зря я ответил на ваш звонок, – вздохнул руководитель.
Но ответить на вопрос о том, на какую норму закона ссылается представитель госучреждения, Жайдар Бейсембаевич не смог.
ТЯЖЕЛА НОША ПЕРВОКЛАССНИКА
В 2012 году школьница Ульяна САДУЛЛИНА подняла проблему тяжёлого рюкзака.
– Наши учащиеся интересуются научными проектами. Ульяну заинтересовала актуальная на сегодня тема: «Сколько весит школьный ранец?». Исследования проводили в своём классе: взвесили рюкзаки 28 учеников – получили абсолютно разные цифры. Мы проверили, почему получили такие результаты, и выяснилось, что в ранцах одноклассников Ульяны были и лишние предметы. Дали рекомендации – через год ситуация изменилась. Кроме того, важно обращать внимание на форму и оснащение ранца. У многих сам пустой ранец весит немало, не говоря уже о содержимом. Важно помнить, что вес ранца не должен превышать 1/10 веса ученика. По результатам проведённых исследований, только у 9 из 28 вес соответствовал норме. Ранец должен быть сшит из облегчённой ткани, оснащён ортопедической спинкой, покрыт сетчатой тканью, иметь широкие лямки и светоотражающие полоски для безопасности движения в вечернее время суток, – объясняет преподаватель школы № 11 Ольга БАТАЛИНА.
Ради интереса преподаватель взвесила школьный рюкзак третьеклассника. Оказалось, что весит он более четырёх килограммов:
– Мы проверили вес рюкзака первоклассника – получилось больше, чем у его старшего брата, более 6 килограммов.
– Ранец – это самый важный атрибут школьника. По утверждённым нормам вес рюкзака учащегося первого класса не должен превышать 2 килограммов. Большие нагрузки на позвоночник проводят к неправильному кровообращению. Сами попробуйте поднять тяжёлую сумку. Волей–неволей вы будете двигаться, наклонившись вперёд, а это может привести к сжатию внутренних органов. Если ребёнок носит тяжёлый ранец, нервные окончания не будут функционировать в полную силу – из–за этого сформируется плохой почерк, неудачные рисунки. А ещё нагрузки приводят к боли в спине и мышцах. Нарушение осанки и даже сколиоз – к таким последствиям может привести ношение тяжёлого ранца в раннем возрасте, – предостерегает педиатр поликлиники № 4 Гульбахыт НЫГМЕТОВА.
ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ВСЕГДА НАЙДЁТ ВЫХОД!
– Существуют санитарные нормы, согласно которым вес учебника не должен превышать 300 граммов, но ведь сегодняшние книжки явно весят больше. Думаю, что скоро мы придём к тому, что в школах будут устанавливать шкафчики, как в Назарбаев интеллектуальной школе. Дети будут успевать выполнять домашнее задание в школе, чтобы не носить учебники домой, это один из методов профилактики искривления позвоночника, – надеется Гульбахыт Ныгметовна.
– Раньше проблема тяжёлого ранца не стояла остро. К сожалению, я не видела новых учебников для первоклассников, так как год уже не работаю в школе, но даже предположить, что ребёнку на своих неокрепших плечах придётся носить под 10 килограммов – это жутко! Министерство решило, но выход из образовавшейся ситуации должен искать учитель. К сожалению, установить в коридорах шкафчики пока невозможно, поскольку в типовых школах коридоры узкие. Значит, нужно искать другой выход. Можно работать так, чтобы не задавать домашних заданий, оставляя учебники в школе. Домой достаточно брать только прописи. Опытный педагог будет разговаривать с родителями, чтобы они помогали детям осилить новую программу, – продолжает разговор педагог Мария БАЛЯБИНА.
– Что происходит с образованием сегодня?
– Школу лихорадит! Программа перегружена лишним. Родители боятся новой программы – с первого класса, когда ребёнок не освоил ещё грамоту и письмо, его заставляют учить иностранный язык. Куда торопиться? – не понимает Мария Харлампиевна. – Отдаём ребёнка в первый класс – сразу возникает куча проблем в семье: утром нужно привести в школу, в 11 часов нужно забрать, в 12 часов нужно его покормить. А если заботливых бабушек нет, а родители работают? Раньше спасали группы продлённого дня – сейчас их нет, и не будет в ближайшее время. Почему? Из–за переуплотнённости и двух–, а то и трёхсменки. Спасение дня сегодняшнего – специализированные заведения, где первоклашек не только покормят после учёбы, но и сделают уроки с ними, и даже поиграют. Маме не придётся нестись домой, одной рукой жарить картошку, а другой показывать чаду, как писать и что читать.
КТО БУДЕТ СЛУЖИТЬ В АРМИИ?
– Не все родители носят рюкзаки своих детей, порой малышу самому приходится носить тяжести. Если сейчас, учась в 1–м классе, мальчик вынужден поднимать более 6 килограммов, каким защитником отечества он будет? Мы радуемся успехам наших спортсменов на Олимпиаде, а каким будет поколение малышей, которые пошли в первый класс? Мне кажется, если министерство упустило из внимания вес ранца школьника, то необходимо решать этот вопрос. Можно учебники разделить на две части, чтобы снизить их вес, – предлагает активист общественного совета Адлет ГАБДУЛЛА.
Второй важный вопрос – это школьное питание. К сожалению, не во всех школах организовано горячее питание.
– Голодный ребёнок не будет ничего усваивать и будет болеть, – убеждена Мария Харлампиевна.
– Учат ли сегодня детей культуре питания? Казахстан лидирует по сердечно–сосудистым заболеваниям. Если со школы мы не начнём учить, как правильно питаться, мы получим больную нацию, – уверен Адлет Габдулла.
– В школьные столовые нужны штатные работники, которые будут содержаться за счёт бюджета, а не частники, работающие абы как. Нужны институты общественного питания или база, где будут готовить полуфабрикаты для школ. Тогда и качество предлагаемых блюд будет совсем другим. Когда я начинала работать в школе, несколько раз в неделю нам завозили молоко, мясо. Были холодильники, склады, где это хранилось. Сейчас арендаторы ищут, где найти продукты подешевле, забывая о качестве, – сожалеет Мария Харлампиевна.
– Действительно, мы забыли бы о том, что такое тендер. Специализированный институт, стоящий на балансе бюджета, развозил бы продукты на специализированном транспорте, – продолжает Гульбахыт Ныгметовна.
– Жаль, что госпожа Уразбаева и господин Курманов не нашли время для участия в круглом столе. Я хотел спросить у них, насколько сбалансировано питание в школе, – говорит Адлет Габдулла.
Я УЧУСЬ В ТРЕТЬЮ СМЕНУ!
– По санитарным нормам – это недопустимая фраза для учащегося. Если занятия начинаются в 8 утра, во сколько должен вставать ученик? – не понимает Гульбахыт Ныгметовна. – Если учащийся спешит к нулевому уроку, то он однозначно не успевает позавтракать. Через час он уже захочет кушать. В таком состоянии невозможно воспринимать информацию – когда все мысли только о еде.
Говорили на встрече и о статусе учителя. К сожалению, участники круглого стола констатировали факт, что учителем быть непрестижно.
– В учителя сегодня идут не для того, чтобы потом работать преподавателем, а потому что на эти специальности выделяются гранты. Получив бесплатное высшее образование, выпускники не спешат идти в школу. Мне кажется, что на педагогические специальности необходимо ввести строгий отбор, – делится Адлет Габдулла.
– Необходимо поощрять лучших в профессии, чтобы другие учителя тянулись за тем, кто на пьедестале почёта. Когда я пришла в профессию, нас не принимали в вуз без рекомендаций педсовета. В педагогику должны идти достойные, – отмечает Мария Харлампиевна.
Также зашёл разговор о том, что в школах сейчас требуют заполнить анкету, где необходимо указать ИНН, место работы родителей. Читатели, звонившие в редакцию на прошлой неделе, жаловались, что в некоторых школах просили не просто заполнить анкету, а принести справки с места работы родителей, адресную справку и копии удостоверений личности.
Хотелось поговорить о затянувшемся ремонте, о кадровом голоде и о якобы стопроцентном обеспечении учебниками учеников Актобе. К слову, у учеников 10 класса школы № 17 нет 6 учебников.
Поскольку руководитель городского отдела образования не смогла найти время для диалога, мы адресуем вопросы городскому акимату:
– Для чего в школах ведётся сбор данных актюбинцев? Почему именно в школах? Какая гарантия, что заполненные анкеты завтра не будут «гулять» в интернете? Что будет, если кто–то откажется предоставлять свои данные?