Недешёвый престиж
Законопроект о внесении изменений в закон «О дорожном движении» был разработан группой мажилисменов от фракции «Народные коммунисты». Одним из рассмотренных пунктов законопроекта на заседании было расширение перечня «престижных» авто номеров.
По мнению депутатов, этот шаг может поспособствовать решению проблемы с коррупцией в Казахстане.
– Для устранения условий, способствующих коррупции, расширяется перечень так называемых престижных номеров, за выдачу которых будет взиматься повышенная госпошлина, – сказал депутат Канат МУСИН на заседании.
В Актобе такие особенные номера на самом деле обходятся водителю недёшево. За красивую комбинацию цифр и букв водители готовы отдать до полумиллиона тенге. Такой «престиж» явно играет на руку государству, которое, можно сказать, на ровном месте делает деньги на любителях выделиться на дороге.
В местном автоЦОНе сразу у выхода стоит стойка с двумя видами таких VIP-номеров. Первые – по каким-то незаметным для простого прохожего, вроде меня, признакам считаются самыми престижными, и обходятся водителям в 517.000 тенге. Вторые – видимо, из-за недостаточной крутизны, можно приобрести всего-то за 310.000 тенге.
Желающих пробрести «золотые» номера в этот день не оказалось. Это даже не удивило, потому что мысль о том, что кто-то реально готов отдать такие деньги всего лишь за три цифры, настораживала. Однако сотрудники автоЦОНа убедили, что любителей выделиться на дороге красивым сочетанием цифр немало – один–два человека в неделю. Однако, если учитывать цену номеров, сложно утверждать, что миллион в неделю в государственную казну за регистрацию всего двух номеров – это мало. Учитывая то, что обычный номер стоит чуть больше 6.000 тенге.
Полмиллиона на бампере
– Несмотря на то, что номера с хорошей комбинацией цифр стоят недёшево, желающих приобрести их для себя меньше не становится, – говорит работник специализированного центра обслуживания населения Айбек КУЖАХМЕТОВ. – Не думаю, что на дорогах от этих номеров какие-то привилегии. Люди берут их для красоты. Одним просто нравятся те или иные цифры по виду, другие же верят в то, что они принесут им успех или удачу. Не думаю, что людям, которые покупают себе дорогие машины, что-то помешает отдать ещё 500.000 тенге на такую мелочь.
На самом деле, среди любителей дорогих машин бытует мнение, что простые номера за 6.000 тенге на их машине даже смотреться не будут.
Как оказалось, лучшим сочетанием цифр считаются 888 – что символизирует бесконечность. Как правило, их забирают сразу, как только они появляются.
– Если бы у меня была возможность приобрести номер с тремя восьмёрками, я бы сделал это не задумываясь, – говорит водитель Ерлан. – Но их разбирают ещё раньше, чем они появляются на этой стойке. Сейчас я езжу с номером 404 ADA, который мог бы сегодня мне обойтись в 310.000 тенге, но тогда не было такого внимания этим блатным номерам, и они могли достаться простым водителям по той же цене, что и обычные.
Интерес к блатным номерам родился не вчера. После того, как водители стали предлагать за них кругленькие суммы, чиновники быстро подсуетились, чтобы узаконить высокую пошлину за наборы цифр, которые пользуются наивысшим спросом.
Однако водители уверены, что существует неофициальная база номеров, за которые некоторые водители готовы отдать гораздо больше, чем полмиллиона.
– Особая любовь у водителей к автономерам в стиле карточной игры «каре», – говорит водитель Бауржан. – Это когда в серии есть ТТТ или AAA, как в картах. Но на этих стойках мало таких номеров. Самые лучшие наверняка уже отложены для особых клиентов совсем за другие деньги. Ну, или просто достанутся кому-то по блату.
Часто такие номера оформляют в подарок, когда друзья хотят «сделать» своему товарищу достойный номер.
Никакого блата, только красота
Водитель Анжелика уверена, что никакого блата на дорогах со стороны полиции нет. Останавливают и штрафуют за нарушения, как всех.
– Мои три пятёрки, кроме эстетической радости, ничего мне не приносят, – улыбается девушка за рулём новенького кроссовера марки «Kia Sportage». – Этот номер мне подарил папа, даже не знаю, во сколько он ему обошёлся. В нашей семье у всех номера платные. Не могу сказать, что это сочетание цифр какое-то особенное в моей судьбе. Мои «пятёрочки» больше для красоты, чем для какого-то смысла. Поэтому три «пятёрки», «двойки» или «четвёрки» – для меня не важно, главное, чтобы цифры повторялись.
Если владельцы «престижных» номеров даже не задумываются о том, что повторяющиеся цифры – это дорого и нецелесообразно, то водители из общей очереди за простыми номерами считают, что это всего лишь способ заработать на ровном месте.
– Я за рулём уже больше 15 лет, – говорит водитель Сергей Иванович. – Вообще не понимаю, для чего этот ажиотаж вокруг цифр и букв. Конечно, так думают те, у кого просто нет возможности приобрести их. У меня возможность есть, но я этого просто не понимаю. Считаю это просто понтами – попыткой выделиться на общем фоне. Потому что никаких других привилегий эти номера не дают. Лучше бы выделялись солидарностью на дорогах и соблюдением правил. А за эти миллионы, которые пополняют государственную казну каждый месяц, можно было бы такие дороги сделать! Но это уже не так интересно, как три «семёрки» на бампере за «пол-ляма».