Мы приехали создавать казахскую школу
Актюбинских детей будут обучать иностранные педагоги. | ||||||
Для сотрудничества в НИШ («Назарбаев Интеллектуальная школа») пригласили зарубежные кадры. До конца учебного года в Актобе должны прибыть 25 иностранных педагогов. Сейчас здесь уже работают 8 предметников. Это преподаватели по искусству, математике, физике, химии, биологии, экономике, а также по новому для казахстанской системы образования предмету – «Глобальные перспективы и исследования». В основном прибыли педкадры из Америки, но есть и представители Новой Зеландии, Кении, Великобритании. Контракты заключены на год. При обоюдном согласии обеих сторон они будут заключены на более длительный срок.
КАК УЧАТ НА ЗАПАДЕ?
У Нейтона ЛОЛЕРА богатый педагогический опыт. До Казахстана он работал в Америке, в Турции и Африке. Приходилось иметь дело и с так называемыми трудными детьми. Например, в Бостоне (штат Массачусетс) Нейтон преподавал испаноязычным переселенцам, которые относились к так называемым социально уязвимым слоям населения. Задачей учителя было прежде всего помочь этим детям адаптироваться в американской среде. Кстати, Нейтон женат на казашке. Со своей Нургуль он познакомился в Америке. Там девушка, которая родом из посёлка Тамды Алгинского района, училась и работала.
– В чём, на ваш взгляд, основное отличие западной и казахстанской систем образования?
– Наверное, основное отличие в том, что здесь учитель – это некий центр знаний, их источник. Он как бы «транслирует» эти знания. А в западной системе образования ученик сам ищет ответы на вопросы. Считается, что добытые самостоятельно знания запоминаются надолго. Хотя сейчас подход к этому меняется и в казахстанских школах.
– Существует мнение, что та же американская система образования построена на тестах. В наших школах долгое время существовала экзаменационная система оценки знаний, когда ученик ответы излагал в развёрнутом виде: либо устно, либо письменно. С переходом на тестирование, что у нас тоже практикуется в последнее время широко, стали говорить о том, что страдает устная речь. Дети разучились говорить. Что вы об этом думаете?
– Я думаю, это заблуждение, что американская система образования построена на тестах. На самом деле у нас другой подход. У нас, например, нет цели выставить оценку. То есть тестирование не является самоцелью – не на этом основываются принципы образования. Главное – помочь найти ответы на вопросы, а не просто поставить оценку.
– В американских школах очень много внимания уделяется профориентации школьников. Почти каждый ученик уже в среднем звене знает, кем будет. У нас зачастую дети, заканчивая школу, не представляют, чем будут заниматься.
– Да, у нас в каждой школе имеется специальный отдел, который помогает сориентироваться в профессии. Но, с другой стороны, сейчас в Америке наблюдается тенденция, когда люди часто меняют профессию. Сегодня он хочет одно, завтра – другое. Но всё равно в школе активно помогают найти себя, определиться с будущей профессией. В НИШ, кстати, тоже этой работе уделяется немалое внимание: ученики сами выбирают те предметы, которые им больше пригодятся в будущем.
– Сейчас много говорится о том, что в первую очередь нужно обращать внимание на психологическое состояние ребёнка, а не только на его успеваемость. Хотя долгое время родителей волновали только оценки. Что вы думаете об этом?
– Оценки, конечно, существуют и на Западе. Но у нас оценка должна даваться обязательно с комментариями: как исправить, как помочь, как решить проблему, получить недостающие знания. Но, безусловно, при этом очень важен психологический аспект: как ребёнок адаптирован в коллективе, как он себя чувствует. От этого во многом зависит успеваемость.
МЫ – ОДИН КОЛЛЕКТИВ
– Чему вы собираетесь учить казахстанских детей? И чем обусловлен ваш выбор – преподавать в Казахстане?
– Я думаю, надо прежде всего понять, что мы не пытаемся внедрять здесь британскую или американскую систему образования. Мы просто пытаемся привнести сюда опыт своих стран, помочь создать казахскую школу с международными стандартами. То, что делает ваш президент Назарбаев, внедряя новые методы в образование, это, конечно, глобальный проект, и очень большая честь участвовать в его реализации. Я думаю, это главная мотивация, почему мы здесь.
– К чему труднее всего было приспособиться в Казахстане? Что вас удивило в Актобе, как прошла адаптация к климату?
– Есть, конечно, моменты, которые очень удивили: например, многолюдность в автобусах. Но многое из того, что мы видим, нам очень интересно. Например, нам не нравится бывать в «Меге» – такого и на Западе полно. А вот рынок «Шыгыс» – уже другое дело! Это уличные ряды. Интересно бывать на Центральном рынке, на вокзале. Здесь совершенно другая форма. Трудности, конечно, связаны с языковым барьером. Но все иностранные учителя будут изучать в НИШ русский и казахский языки. Этому уделяется немалое внимание. Климатическая адаптация у всех прошла отлично. У нас есть преподаватель из Кении, который никогда не видел снега. Он ждёт зиму с нетерпением.
– По какому принципу подбирались кадры для работы в Актобе?
– Когда мы подбирали учителей, то смотрели на две вещи: первое, это, конечно, академические знания, а второе – адаптация в коллективе, человеческие качества. Одним из важных моментов было то, сможет ли он сработаться с местными учителями. Ведь наш слоган: «Мы не делимся на международных и местных учителей. Мы – один коллектив».
– У вас супруга казашка. В казахских семьях выдвигаются довольно серьёзные требования и к снохам, и к зятьям. Как у вас с этим складывается?
– У нас отличные отношения со всей роднёй! Нас очень поддерживают и помогают нам. Я думаю, что тоже справляюсь с ролью «куйеу бала». А сами мы решили в будущем жить в Казахстане. Потому что мы думаем, что Казахстан – лучше.
– Какие обычаи и традиции вам особенно нравятся?
– Прежде всего трогает, с каким уважением здесь относятся к старшему поколению. В автобусах обязательно уступают место старшим. У нас в Америке это, к сожалению, утеряно.
РАКЕТА ДОЛЖНА ВЗЛЕТЕТЬ
В самой НИШ говорят, что иностранные преподаватели хорошо влились в коллектив. Делить на местных и приезжих учителей здесь не принято. Что касается западной системы образования, то здесь считают, что перенимать в ней есть что.
– Много полезного в методиках, в планировании уроков. Взять, например, математику. Наши дети привыкли просто делать расчёты. У них же, на Западе, больше развита прикладная математика. Например, сейчас в НИШ мы начали проект. Учащиеся будут заниматься построением ракеты. Совместно с учителем математики будут проводиться инженерные расчёты. Химик поможет сделать топливо для этой ракеты. В общем, в конце концов ракета должна полететь. То есть любые знания должны иметь практическое применение. На этом многое построено в западной системе образования. Такой опыт, думаю, нам можно перенять, – говорит заместитель директора по внешним связям НИШ Арнур МАДЕНОВ.
Алиса МАРИНЕЦ,
|