Лучше «ласточка» в руке, чем дорогой «журавль» из салона
Запущенная 21 ноября 2016 года программа по утилизации старых машин продолжает работать в полную силу. Более того, в этом году количество квот на приобретение старых автомобилей увеличилось сразу вдвое. В 2017 году возможность сдать своего железного коня на утиль была только у 23.000 автовладельцев. В этом году избавиться от своей рухляди смогут 50.000 казахстанцев.
Правда, платить наличными будут не всем. На выбор автолюбителю предлагаются сразу два варианта оплаты. Одни, как и раньше, могут получить от 48.000 до 150.000 тенге в зависимости от комплектации автомобиля. Другие же могут получить сумму больше – от 315.000 до 650.000 тенге, но только в виде сертификата на приобретение нового автомобиля.
Главное требование ТОО «Оператор «РОП», занимающегося «покупкой» старого авто по Казахстану, – это приобретение авто только казахстанского производства.
Таким образом правительство Казахстана решает две беды: освободить регионы от хлама на колёсах, и вызвать интерес у автолюбителей к местному автопрому, который, к слову, успехом не особо пользовался.
Обманули дурака, на четыре колеса
Как пояснили в ТОО «Оператор «РОП», сертификаты на сумму 315.000 и 650.000 тенге можно получить дважды, если у вас найдётся два стареньких подержанных авто.
Некоторые автолюбители задумались: имея два автомобиля в хорошем состоянии, можно получить больше миллиона тенге, которых должно хватить на «недорогую казахстанскую машинку».
– У меня старенький «Жигуль» в отличном состоянии и «Опель-Вектра», обе машины на ходу, свежеокрашены даже, – поделился Александр. – Конечно, несмотря на то, что они меня устраивают, хочется машину немного новее. Я надеюсь получить за них по 650.000 тенге. Тогда смогу приобрести «Ладу-Гранту», которую увидел недавно на рынке за 1.500.000 тенге. Добавлю немного, и «Гранта» – моя! – размечтался водитель.
Александра пришлось сразу спустить с небес, так как программа имела свои тонкости. Как пояснили в отделении приёма старых авто на утилизацию, сертификат на 650.000 тенге могут получить только владельцы крупной техники, а за легковушку дадут не больше 315.000, и то в виде бумажки (сертификат).
– На самом деле, мы можем вручить сразу два сертификата, если владелец сдаёт на утилизацию два своих авто, – прокомментировала менеджер регионального отделения ТОО «Оператор «РОП» Зада КАСЕНОВА. – Эти сертификаты автолюбители могут использовать только при покупке новых авто. Подержанные автомобили в данную программу не входят.
Вряд ли за эти деньги Александру удастся найти автомобиль из салона. По новому прайс-листу одного из актюбинских автосалонов, ему по карману будет разве что только 4 колеса и двигатель от самой дешёвой машины модели «Lada Granta».
Не всё так плохо
Несмотря на нюансы утилизации, в Актобе эта программа пользуется успехом, и для многих это реальный шанс приобрести новый автомобиль.
На сегодняшний день актюбинцы сдали 3.031 вышедший из строя автомобиль на уничтожение. По денежной компенсации было сдано 2.665 «ласточек», 366 владельцев получили скидочные сертификаты на покупку нового авто.
Старых автомобилей оказалось настолько много, что активно стал обсуждаться вопрос о создании музея уникальных автомобилей, которые уже сдали на утилизацию.
Так, в Семее появился первый претендент на место в этом музее – им оказался старенький «Москвич» 1946 года выпуска. На уничтожение раритета не поднимается рука, поэтому организаторы программы утилизации вышедших их эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) решили открыть музей подобных экземпляров.
Владелец раритетного ржавого коня, получив свои 150.000 тенге, и не догадывается, что его автомобиль может стать достоянием Казахстана.
К сожалению, в Актобе пока таких экземпляров нет, но претендовать на место в музее тоже можно. В феврале прошлого года актюбинец сдал на утилизацию свой «Москвич–402» 1956 года выпуска. Эта машина могла бы составить конкуренцию другим экспонатам в музее.
Поменять «жигуль» на авто из салона
Как пояснил менеджер ТОО «Оператор «РОП», сдают машины даже 2015 года выпуска. Скорее всего, эти автомобили были в аварийном состоянии и не продавались на рынке. Иначе, что ещё может заставить продать трёхлетку за 150.000 тенге?
Некоторые к программе приёма вышедших из эксплуатации машин отнеслись более чем скептически, уверившись, что на «разборе» даже за самого ржавого жигулёнка можно получить больше 150.000 тенге. Особенно если есть время и терпение всем этим заниматься.
Нашлись и сторонники программы, которые считают, что никакие деньги не помешают, тем более, когда продаёшь не нужную для себя вещь.
Если автомобиль стоит без надобности, только собирает пыль в гараже, или ржавеет под грудой снега во дворе, то его, конечно, лучше сдать и получить хоть какую-то денежную компенсацию.
Ну, а если ваш друг на колёсах до сих пор вам служит верой и правдой, а купить что-то новое нет возможности, то, конечно, условия программы по утилизации выглядят совершенно невыгодно.
Как 315.000 тенге смогут помочь в приобретении нового автомобиля, согласно условиям программы скидочного сертификата, если этой суммы хватит лишь на колёса от нового авто?
Таким образом, скидочный сертификат на 315.000 тенге не сможет стать даже первоначальным взносом кредита на новый автомобиль. За эти деньги можно купить лишь 8-ю часть самой дешёвой машины в автосалонах местного автопрома. Поэтому стоит подумать: может, лучше деньги за «ласточку» в руке, чем новенький «журавль» из салона.