Последние годы чтение стало особенно модным. Полки книжных магазинов завалены томиками как русскоязычных, так и иностранных авторов. После очередной масштабной кинопремьеры, где ключевую роль исполняет какой-нибудь оскароносный улыбчивый выходец из Голливуда, армии фанатов скупают издания романа, которые легли в основу экранизации. И пускай в оригинале героиня – похожая на лягушонка, некрасивая темноволосая девица, но на экране, а значит, и на обложке мелькает миловидная блондинка. Большую часть публики такая смена декораций не смущает.
Для тех же, кому лень тратить время на чтение, существует альтернатива в виде комиксов. Рисованные истории рассказывают не только о приключениях современных выдуманных героев, но иногда и берут за основу классические сюжеты.
НЕСЕРЬЁЗНО О СЕРЬЁЗНОМ
Говорить о том, что комиксы – это веяние последних лет, неправильно. Рисованные рассказы и романы появились очень давно и уже успели обрасти почитателями по всему миру. В некоторых странах комикс-культура приобрела такой размах, что получила своё отдельное название, как, например, манга в Японии.
Исторически сложилось, что основными жанрами комиксов являются приключения и карикатура, хотя в графическом виде сегодня можно отыскать практически любую книгу. Даже религиозные тексты, как, например, Библия, уже существуют в адаптированном варианте. Не хочется читать? Полистай картинки.
Золотым веком для комиксов принято считать ХХ век. Из исключительно юмористических историй они превратились в боевики, детективы, ужасы. Появились всем известные Супермен, Бэтмен и Капитан Америка, которые не только боролись с выдуманными злодеями, но и во время своих странствий побеждали фашизм, останавливали атомную войну. «Несерьёзная» культура серьёзно отзывалась на проблемы реального мира.
ОТ КОМИКСА К КИНОФИЛЬМУ И ОБРАТНО
Последние годы комиксы своей возросшей популярностью обязаны многочисленным кинофильмам про супергероев, которые выпускают знаменитые киностудии. Заинтересованная молодёжь отправляется искать подробности и упущенные детали в первоисточниках, и авторы кинофраншиз без заработка не остаются.
Чаще всего заказывать интересующие издания приходится через интернет. С недавних пор у актюбинцев появилась возможность лично выбрать нужный комикс, не выжидая долгие недели, пока придёт посылка. Хозяин первого в городе магазина комиксов «ComixShop» Дамир ЕРМУХАНБЕТОВ рассказывает, что и сам является большим поклонником графических историй.
– Любовь к комиксам началась, конечно, с детства, – говорит он. – Тогда казалось, что картинки – это круто. Сейчас же больше нравится интересно преподнесённый сюжет, вместе с иллюстрациями это очень красиво. Если раньше я любил «Marvel», то сейчас мне больше нравятся авторские комиксы, которые не относятся к крупным издательствам, например, «Marvel» или «DC». У них комиксы как сериал, постоянные перезапуски, авторы высасывают из сюжета всё, что только возможно. А существуют отличные авторские комиксы. Например, «Скотт Пилигрим», вышедший в 6 томах. И сюжет, и стиль очень интересные, и не затянуто.
Пока что в магазине издания западные и российские, ближайшее время планируется порадовать новинками любителей японских комиксов, а также завезти и отечественные. Вот только литературную классику в современной адаптации пока, увы, не купить, но и их можно заказать, был бы спрос. А спрос формируется незамысловато: обычно интересоваться той или иной историей люди начинают после просмотра кинофильма.
– Один из моих любимых комиксов – «Скотт Пилигрим» – как раз экранизирован, – говорит Дамир. – Фильм практически полностью соответствует сюжету, за исключением концовки. Дело том, что во время кинопроизводства ещё не вышел шестой том, и авторам пришлось додумывать сценарий на свой вкус. Но это единственное отличие.
ЧТЕНИЕ НА СКОРУЮ РУКУ
На многих томах стоит возрастной ценз 18+. В основном такие ограничения издательства устанавливают из-за обилия сцен насилия. В историях про супергероев и войны просто невозможно обойтись без драк, оттуда и «взрослые» значки, но фанатов это не останавливает.
Можно подыскать комикс по вкусу и для самых юных читателей. Серийные производители и некоторые отдельные авторы рассчитывают на аудиторию уже от 6 лет.
– Возможно, школьникам истории, изложенные в комиксах, понятнее, – рассуждает Дамир Ермуханбетов. – Читать обыкновенную книгу занимает слишком много времени. Длинный текст, над которым нужно долго сидеть и читать. Формат комиксов намного удобнее и понятнее.
Далеко не все издания переведены на русский язык, далеко не все из них находятся в свободной продаже, но вариантов, чтобы заинтересовать даже привереду, достаточно. Главное – знать, с чего начинать:
– Сложно ответить, с чего именно нужно начинать читать комиксы. По-моему, всё довольно-таки интересное. Но так как сейчас очень популярны студии «Marvel» и «DC» из-за производства фильмов, то можно начать, например, с первой книги про Бэтмена. История приключений Брюса Уэйна всем хорошо знакома. Есть авторские книги, которые могут заинтересовать, например, «История с кладбищем» популярного писателя Нила Геймана, которая вышла сначала в книжном варианте, а уже потом – комиксами.
КОГДА ИСКУССТВО СТАНОВИТСЯ ДОСТУПНЫМ
Впрочем, у современной культуры, в том числе и у комиксов, есть не только свои почитатели, но и те, кто относится к новомодным тенденциям настороженно. Однако категоричности стоит избегать, ведь помимо минусов находятся и положительные стороны.
– И в современной литературе, конечно, есть авторы интересные, – считает старший преподаватель кафедры русского языка и литературы АРГУ им. Жубанова Ирина СПИВАК-ЛАВРОВА. – Существует огромный пласт, называемый фанфикшн, то есть продолжение классических произведений или свои версии, существуют комиксы. Это явление неоднозначное, но раз оно существует, его нужно учитывать.
Комиксы, как явление массовой культуры, способны вызывать множество споров. С одной стороны, искажаются уже известные классические тексты, теряются отдельные детали, и до читателей доходит уже укороченная версия сюжета. С другой стороны, романы в картинках способны привлечь внимание к первоисточнику.
– Создаётся двойственное ощущение, – говорит Ирина Спивак-Лаврова. – С одной стороны, это процесс неизбежный. Михаил Бахтин говорил, что это нормальное явление, когда что-то, относившееся к высокому искусству, со временем «снижается», поддаётся осмеянию, становится доступным. В этом нет ничего страшного. Даже мифологические герои, боги – и те со временем осмеивались. С другой стороны, как филолога, немного коробит, потому что в тексте есть множество нюансов, которые не заменить иллюстрациями неизвестно какого качества или кратким пересказом.
Относить комикс-культуру к искусству или просто считать одним из увлечений современной молодёжи, вопрос спорный, но преданные фанаты графических новелл твёрдо уверены в том, что не стоит принижать достоинства комиксов:
– Почему комиксы – это не искусство? – качает головой Дамир Ермуханбетов. – Может, кто-то просто не знаком с ними, не читал. Например, на западе комиксы признают за полноценные литературные произведения, вручаются премии. Тот же Нил Гейман, который и книги пишет обычные, и комиксы выпускает, лауреат многих престижных премий.
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА