РАБСКИЙ ТРУД НА БЛАГО РОДИНЫ
Сначала слава Курсашая была ещё мрачнее. До 1957 года сюда отправляли ссыльных, раскулаченных, осуждённых по политическим статьям, военнопленных и вообще неблагонадёжных граждан. Дело в том, что тут была угольная шахта, но добывать уголь обычным способом было нерентабельно. На месторождении оказалось слишком много глины и пустой породы. Каждый кусочек угля приходилось выбирать из отвала чуть ли не вручную. Поэтому снизить себестоимость до рентабельного уровня получалось, только используя рабский труд заключённых. После смерти вождя всех народов поселенцев амнистировали и шахту закрыли. Работать за бесплатно там стало некому. Но в посёлке остались жилые бараки и развитая инфраструктура, и власти решили построить тут психиатрическую лечебницу.
Больница открылась в 1957 году. Она вмещала в среднем 400 человек. Тут было 8 отделений, и в каждом находилось по 50-70 пациентов. Неудивительно, что потребовалось большое количество персонала для нормального содержания больных.
ИСКУССТВО В ПСИХБОЛЬНИЦЕ
Психбольница дала работу всем жителям посёлка. Главврач Людмила ЕРМАЧКОВА фактически стала главой села. Негласным сельским старостой. Ничего в Курсашае не проходило без её ведома. Женщина организовала в посёлке клуб, танцплощадку, тир, спортивный уголок и даже футбольную команду «Медик» из жителей посёлка. К культурной жизни Курсашая она привлекала и пациентов, организовав там кружки художественной самодеятельности. О понятии «арт-терапия», то есть методе лечения душевнобольных при помощи самовыражения через искусство, тогда не знали даже крупные психиатры с мировым именем, а в Курсашае арт-терапия активно применялась и давала положительные результаты. А ещё к праздникам Курсашай становился самым нарядным посёлком в области. Людмила Ермачкова распоряжалась, чтобы украшения для сельских улиц делали как пациенты, так и сотрудники больницы.
ПОГНАЛИ НАШИ ГОРОДСКИХ
Вместе с процветанием к жителям Курсашая пришли и насмешки. Стоило кому-то из них вспылить в городе или повести себя не так, как того ждали остальные, как горожане тут же цокали языками. Дескать, он курсашайский, а значит, чокнутый. Что с него взять? Некоторые жители посёлка даже скрывали свою прописку от друзей. Они говорили, что живут просто в пригороде или рядом с Танабергеном.
– Помню, местных пацанов отлавливала шпана прямо на автовокзале, – вспоминает старейший житель посёлка Михаил КУКУЛА-КЛОКЕЛЬ. – Они считали своим долгом вломить «психам ненормальным». Но и наши парни тоже отлавливали городских, когда те ездили на рыбалку к Танабергену. А сколько шуточек, подколов, острот в свой адрес, приходилось нам слышать. Но я никогда не скрывал, где живу. С серьёзными проблемами вроде оформления документов или чтобы на работу не брали, не сталкивался, а на тупые шуточки не обращал внимания, и они прекращались.
БОЛЬНИЦА УЕХАЛА – ОСАДОК ОСТАЛСЯ
В 2001 году больница переехала к посёлку Новый. Нелестная слава Курсашая стала стихать. Ассоциации остались только у актюбинцев постарше. К сожалению, к людям постарше относятся и актюбинские работодатели, поэтому в приёме на работу они нередко отказывают. Иногда под вежливыми предлогами, а иногда и явно. В Курасашае, а именно так сейчас называется посёлок, не стало работы. Здание больницы теперь занимает ДЧС, клуб переоборудовали под жилое помещение. В самом посёлке вакансий нет вообще, разве что кому-нибудь из владельцев маленьких магазинчиков понадобится продавец. Если очень повезёт, то можно устроиться в крестьянское хозяйство рядом с посёлком, но такой шанс выпадает редко. Поэтому жители Курасашая отправляются искать работу в Актобе. К счастью, автобус в город ходит регулярно, и проезд стоит всего 55 тенге. Но жить курасашаевцы предпочитают в селе. Так и выгодней: ведь свой огород со скотиной хорошее подспорье, и для здоровья полезнее. Свежий степной воздух не сравнить с городским чадом. Об истории Курасашая сейчас напоминает бетонная стена, вокруг бывшей лечебницы и холм из отработанной породы угольной шахты.
Фото Анастасия ЗЮЗИНА