Небесный тихоход
Ко дню авиации работники завода №406 ГА совместно с сотрудниками ТОО «СоюзАвиаПартнёр» установили памятник знаменитому «кукурузнику». 31 августа исполняется 55 лет со дня первого испытательного полёта «СХ-1» – прототипа легендарного «Ан-2».
–Самолёт «Ан-2» установлен в парке «Авиатор» в начале августа нашим заводом №406 ГА и ТОО «СоюзАвиаПартнёр», – говорит вице-президент по производству АО «Авиаремонтный завод №406 ГА» Геннадий МЕЗЕНЦЕВ. – История такова: в Авиагородке живёт много ветеранов-авиаторов. Когда-то в Актюбинске базировался 153-й лётный отряд, в котором были самолёты «Ан-2». На авиаремонтном заводе до сих пор ремонтируются «кукурузники».
По словам Геннадия Николаевича, в ТОО «СоюзАвиаПартнёр» был списанный самолёт, который отработал свой ресурс. Дорога ему уготована одна – на металлолом. Но чтобы этого не произошло, решили из него сделать памятник и поставить в парке «Авиатор» Авиагородка – это символично.
– Коллектив завода с пониманием отнёсся к этому делу, – продолжает вице-президент. – Спонсоры спонсорами, но всю работу абсолютно бесплатно выполнили работники-ветераны авиаремонтного завода. Они в каждый самолёт вложили свою душу. Кстати, внутри в самолёте смонтированы мягкие сиденья, в кабине есть штурвалы, гарнитура и приборная доска. Снаружи установлен настоящий винт и часть двигателя. Так что визуально от рабочей «аннушки» памятник ничем не отличается.
В СССР самолёт очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также сёлами), выполнения различных народнохозяйственных, в частности, авиационных химических работ. Народное название «кукурузник» самолёт получил в наследство от По-2, поскольку заменил предшественника на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой. Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно. В Китае он до сих пор находится в стадии производства. В КНДР – состоит на вооружении ВВС.
Владимир БУРЬЯНОВ,
buryanov@evrika.kz |